Перспективы развития модной индустрии в Екатеринбурге

В Екатеринбурге сложились все условия для развития модной индустрии.

Юрий РЫБАЛЬЧЕНКО

На протяжении последних лет в Екатеринбурге сформировался рынок модной одежды с общим оборотом, оцениваемым различными экспертами в пределах от
1 до 3 миллиардов рублей в год. Сейчас большую часть этого рынка занимает продукция известных международных брендов, распространяемая через систему фирменных бутиков и мультибрендовых магазинов. Часть продаж приходится и на относительно более дешевую продукцию азиатских производителей, как лицензионную, так и производимую в обход законодательства о защите интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что модные вещи российского и, тем более, екатеринбургского производства пока не занимают на этом рынке заметного места, эксперты в области легкой индустрии утверждают, что уже сейчас можно говорить о том, что в Екатеринбурге сформировались все условиях для выхода на региональный рынок модной одежды продукции екатеринбургских дизайнеров, и необходимым условием этого является создание в городе собственной модной индустрии.

Рынок

Согласно заявлению руководителей торговых предприятий города, емкость рынка модной одежды растет на 30-50% в год, и данная тенденция наблюдается на протяжении, как минимум, последних трех лет. Постепенный рост реальных доходов населения, формирование среднего класса позволяют предположить, что подобное увеличение как объемов продаваемой продукции, так и оборота торговли будет продолжаться и в дальнейшем. При этом эксперты рынка отмечают, что наибольшим потенциалом роста обладают нижние сегменты рынка, модные вещи, рассчитанные на представителей растущего среднего класса, в том числе – его наиболее массового нижнего сегмента, включающего в себя значительные массы молодежи.

Связано это, в том числе, и с насыщением рынка дорогой брендовой одежды известных производителей, рассчитанной на представителей высших классов. Именно этот рынок в последние годы демонстрировал высокие (в отдельных категориях – до 100% в год) параметры роста как числа торговых точек, так и оборота товаров. Однако наблюдатели отмечают, что значительная часть уральского истеблишмента уже определилась со своими брендовыми предпочтениями, что затрудняет экстенсивное расширение рынка за счет прихода новых торговых марок. Интенсификация продаж ограничена, в первую очередь, относительно скромными размерами уральской элиты, а также низкими темпами её роста (на протяжении последних лет скорость прироста числа людей с уровнем доходов значительно выше среднего составляет порядка 5-11% в год). Кроме того, следует отметить, что ценовая и особенно ассортиментная политика многих фирменных бутиков, расположенных в Екатеринбурге, приводит к тому, что обеспеченные представители региональной элиты предпочитают одеваться в Москве или Париже, не только экономя средства, но и получая возможность приобретать вещи свежих коллекций, которые в Екатеринбург могут попасть с опозданием на несколько сезонов.

В этих условиях развитие среднего ценового диапазона (вещи, рассчитанные на людей со среднемесячным доходом от 10 до 30 тысяч рублей на одного члена семьи) имеет гораздо больший потенциал, связанный как с быстрым ростом «среднего класса» (даже официальные данные, не учитывающие «серую» заработную плату, показывают, что данная категория прирастает на 30-40% в год, в реальности эти цифры могут оказаться еще выше), так и за счет стремительного снижения среднего возраста этого сегмента (не секрет, что именно молодежь и люди в возрасте до 40 лет являются основными потребителями продукции, традиционно относимой к сегменту «модной»). В ряде сегментов модного рынка рост объема продаж в прошлом году превысил 100% годовых, аналогичные показатели ожидаются и по итогам 2005 года.

Именно с этой тенденцией наблюдатели связывают имевший место в прошлом году выход на екатеринбургский рынок сразу нескольких крупных европейских модных брендов, предлагающих свою продукцию в формате «среднего класса», а также увеличение присутствия торговых марок, появившихся в Екатеринбурге в предыдущие годы. Очевидно, что эта тенденция будет продолжаться.

Расширение рыночной ниши относительно недорогой, но и, в то же время, действительно «модной» одежды, востребованность и стоимость которой определяется не столько известностью и «раскрученностью» бренда, сколько её дизайном и реальными потребительскими характеристиками (а именно такие требования предъявляет к продукции модной индустрии современный российский средний класс), позволило выйти на рынок и отечественным торговым маркам, таким как «SELA» (несмотря на то, что головной офис компании находится в Тель-Авиве, а часть производств вынесена в Китай, компания работает практически исключительно на российский рынок), «Твое», VIAVAI и целый ряд других. За год число бутиков и магазинов, торгующих под российскими торговыми марками (большая часть которых традиционно пишется латиницей, и потому зачастую не воспринимается в качестве отечественного производителя), увеличилось более чем на 50%.

В то же время представители облкомстата отмечают, что в общем объеме одежды, реализуемой в Свердловской области, вещи, произведенные в регионе, ни в одном из основных сегментов не занимают более 5-10% рынка. В тех сегментах, которые условно могут быть отнесены к понятию «модной одежды», изделия екатеринбургских производителей составляют порядка 1-2%.

Екатеринбург

В то же время, по мнению экспертов товарного рынка, продукция екатеринбургских модельеров обладает всеми необходимыми конкурентными преимуществами для того, чтобы занять достойное место на региональном рынке модной одежды.

Во-первых, это высокий уровень дизайна, отмечаемый, в том числе, и иностранными специалистами. Так, в ходе последней недели прет-а-порте в Екатеринбурге известный британский дизайнер Зантра Роуз, бывшая гостьей показа, отметила, что изделия екатеринбургских модельеров могли бы продаваться в столице Великобритании. Впрочем, и сама неделя прет-а-порте, проводимая в Екатеринбурге уже в седьмой раз, может служить доказательством уровня регионального дизайна: в ходе длившегося 6 дней показа моделей было продемонстрировано более 1000 оригинальных работ .

Во-вторых, это вполне конкурентоспособная цена изделий, которая, как правило, на порядок отличается от цен на аналогичные по качеству и исполнению товары известных европейских брендов. Данное преимущество тем более актуально, что цены во многих екатеринбургских фирменных бутиках опережают московские (что часто объясняется дополнительными торговыми надбавками, «накручиваемыми» на вещи, приобретенные в столице), а последние могут быть на порядок выше, чем в европейских странах. В то же время розничная цена одежды местных дизайнеров может незначительно отличаться от себестоимости ее изготовления и дистрибьюции.

В-третьих, екатеринбургские производители модной одежды оказываются ближе к потребителю и, соответственно, могут более оперативно реагировать на его требования и предпочтения, отслеживать основные модные тенденции и в краткие сроки удовлетворять возникающий спрос. Более того, близость к производителю гарантирует потребителям возможность приобретения вещей из самых свежих, а значит – самых модных коллекций, чего, зачастую, не могут предложить своим клиентам фирменные бутики, ведь не секрет, что в Россию, и особенно в «провинцию», которой в определенных кругах традиционно считается Екатеринбург, часто отправляются нераспроданные в «свой» сезон коллекции известных европейских модных домов, продаваемые с большим дисконтом и потому привлекательные для российских баеров.

О востребованности на местном рынке продукции екатеринбургских дизайнеров свидетельствует и опыт таких региональных производителей как фабрика женского белья «Пальметта», фирма «Студия «Т», студия детской одежды «Нахаленок», фирма «Стиль» и её торговая марка «Партизан», которые смогли найти собственную нишу на рынке модной одежды и выстроить бизнес-процессы от дизайна и изготовления одежды до её продажи на розничном рынке.

Проблемы

Но в то же время аналитики рынка модной одежды отмечают, что региональные производители, успешно торгующие вещами собственного производства, скорее демонстрируют потенциал развития екатеринбургской модной индустрии, в то время как большинство дизайнеров Екатеринбурга продолжает работать по индивидуальным заказам или производить мелкие серии для корпоративных клиентов, практически не сталкиваясь с розничным рынком. На пути дизайнеров к массовым сериям и выходу на розничные продажи стоит целый ряд проблем, и большинство из них связано с организацией основных бизнес-процессов, иначе говоря, с превращением индивидуального или мелкосерийного дизайна и пошива одежды в современную модную индустрию, помимо собственно дизайна включающую в себя производство и дистрибьюцию, а также вопросы привлечения необходимых для этого инвестиций.

Не секрет, что многие дизайнеры, профессионально работающие в области создания одежды, пасуют перед экономическими проблемами, перед необходимостью превращения творческого процесса создания модной одежды в сложную индустрию, направленную на её массовое распространение и, в конечном итоге, получение прибыли. По мнению экспертов, на этом пути большинство модельеров сталкивается с тремя комплексами сугубо экономических проблем. Во-первых, это вопросы реализации и дистрибьюции произведенной одежды: не секрет, что именно вопрос о том, как продать уже созданные и воплощенные в ткани коллекции, является наиболее острым для многих екатеринбургских модельеров. Вторая проблема – это поиск и привлечение средств для развития модного бизнеса, прежде всего – для инвестирования в производственную базу, необходимого при выходе на промышленные объемы производства, что подразумевает общение с кредитно-финансовыми организациями. Третьим вопросом, встающим перед модельерами на переходе от частного мелкосерийного производства к модной индустрии, становится создание отлаженных и прозрачных для партнеров и потенциальных инвесторов бизнес-процессов.

Данные вопросы были подняты в ходе нескольких организованных агентством «УралБизнесКонсалтинг» круглых столов, состоявшихся в рамках «Бизнес-недели моды», прошедшей в Екатеринбурге в конце апреля 2005 года.

В обсуждении проблем формирования модной индустрии приняли участие дизайнеры, представители торговых сетей, кредитно-финансовых учреждений, инвестиционных компаний и консалтинговых фирм. Все вместе они искали пути построения индустрии по производству модной одежды в Екатеринбурге.


Другие материалы по теме: