Cхемы инвестирования в индустрию дизайна одежды

Одной из основных проблем, встающих перед появляющейся на Урале модной индустрией, становится нехватка инвестиций. Ее решению был посвящен круглый стол «Индустрия моды: схемы инвестирования в производство», прошедший в рамках первой в России «Бизнес-недели моды».

Василий ШУВАЛОВ

Аналитики отмечают, что сложившаяся на рынке модной одежды ситуация создает все предпосылки для возникновения в Екатеринбурге собственной индустрии по производству дизайнерской одежды. Рост платежеспособного спроса на относительно недорогую одежду «модного» сегмента способен обеспечить продажи крупных партий продукции местных брендов. Качество работы дизайнеров Екатеринбурга, по мнению специалистов, вполне соответствует мировому уровню, и их произведения могут быть востребованы рынком. Таким образом, перед модными домами стоит задача выхода на рынок массовых продаж. Одним из главных препятствий, стоящих перед ними на этом пути, является недостаток собственных финансовых средств.

Как и любой бизнес, связанный с производством и реализацией продукции массового потребления, создание модной одежды требует значительных инвестиций для того, чтобы превратиться из локального производства в индустрию в полном смысле этого слова. Начальные вложения необходимы для создания производственной базы, привлечения квалифицированных кадров, закупки достаточно дорогостоящего сырья. Как правило, в условиях продажи модной одежды путем предоставления «на реализацию» торговым предприятиям, срок оборачиваемости оказывается достаточно большим, а значительная часть ресурсов модного дома – аккумулированной в готовой, но нереализованной продукции, что приводит к постоянной нехватке оборотных средств. Еще больших вложений требует непосредственный выход на розничный рынок путем открытия собственного бутика.

Cредства

Традиционным способом решения проблемы нехватки капитальных вложений и оборотных средств является привлечение свободных ресурсов с рынка капитала либо путем заимствования у кредитных организаций, либо путем привлечения прямых инвестиций. По мнению экспертов финансового рынка, оба этих пути открыты для представителей модельного бизнеса Екатеринбурга в случае, если они будут соблюдать условия, предъявляемые к потенциальным заемщикам и объектам инвестиций основными участниками этого рынка. Модная индустрия начинает привлекать внимание потенциальных инвесторов, готовых финансировать создание и распространение перспективных региональных брендов.

Так, представители банковского сообщества подчеркивают, что в настоящее время ими уже созданы условия для получения кредитов предприятиями малого бизнеса. «Любая организация, как и индивидуальный предприниматель, может получить банковский кредит для развития своего дела. В зависимости от потребностей заемщика, специфики его бизнеса, ему будут предложены именно те продукты, которые будут устраивать его в наибольшей степени. Это может быть как пополнение оборотных средств, овердрафт, так и долговременные кредиты на обновление производственных мощностей, в том числе – с привлечением относительно недорогих зарубежных заемных средств, схем лизинга, финансирования импортных поставок», – заявил начальник Управления кредитования малого бизнеса ОАО «Уралвнешторгбанк» Геннадий Фофанов.

«В настоящее время мы наблюдаем, как банки Екатеринбурга «поворачиваются лицом» к малому бизнесу», – отметил заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин. По его словам, банковские организации обладают значительными финансовыми средствами, однако их традиционные клиенты, в первую очередь, крупные промышленные и торговые предприятия «переросли» региональные банки и работают либо с федеральными структурами, либо, если речь идет об организациях, специализирующихся на импорте товара, с иностранными банками. Поэтому банки Екатеринбурга выходят сейчас на новые клиентские аудитории, и в первую очередь на предприятия малого бизнеса, предоставляя им, учитывая специфику, специальные программы.

«Рынок модной одежды представляет интерес для инвестиционных компаний, так как это обширная сфера бизнеса со значительными материальными и «клиентскими» ресурсами. Многие компании уже сейчас могли бы вложить деньги в проект развития отечественной марки модной одежды», – отмечает директор по внешним связям компании «Baring Vostok Capital Partners» Станислав Федулов.

«Для инвестиционных компаний направление деятельности партнеров представляет интерес только с точки зрения материальной выгоды. Поэтому, если специалисты определят местный «модный бизнес» как рентабельный, инвестиционщики будут сотрудничать с екатеринбургскими модельерами. Я полагаю, что на этом рынке задействованы значительные материальные средства, и он может быть достаточно привлекателен для таких компаний», – отмечает директор инвестиционной компании «БикЛинк» Владимир Алябьев.

При этом эксперты полагают, что объекты вложения средств банковских организаций и инвестиционных компаний практически не пересекаются. Как правило, модные дома, ориентирующиеся на работу на массовом рынке и имеющие договорные отношения с реализаторами и поставщиками, имеют достаточно прозрачные бизнес-процессы для того, чтобы обратиться за кредитами в банки. Прямым инвесторам более интересными могут показаться относительно более закрытые дизайнерские студии, работающие на основе заказов.

Условия

Однако теоретическая готовность инвесторов пока не находит практического приложения. Дизайнерские студии и модные дома выступают в качестве достаточно высокорисковых объектов для вложения средств, так как их основным активом, по сути, являются интеллектуальные и профессиональные ресурсы модельеров, которые не поддаются однозначной оценке и не обладают достаточной ликвидностью для того, чтобы служить гарантией возврата вложенных средств. К тому же большинство инвесторов стремится уже на стадии оценки проекта получить представление о возможном экономическом эффекте от вложений, к чему далеко не всегда готовы представители модной индустрии. В результате одной из главных проблем, тормозящих сегодня развитие этой индустрии, является поиск путей формирования проекта, под который инвесторы согласятся выделить средства.

«Для того, чтобы привлечь средства, наши потенциальные партнеры в этом бизнесе должны удовлетворять хотя бы самым элементарным условиям по прозрачности бизнеса, простроенности бизнес-процессов, наличию внятных бизнес-планов. Без этих формальных условий вкладывать даже в самый внешне привлекательный бизнес никто не будет», – отмечает Станислав Федулов.

Представители банковской среды отмечают, что любая индустрия развивается не только за счет креатива, которым, без сомнения, обладают уральские дизайнеры, но и за счет экономического расчета и бизнес-планирования, которыми многие из них еще не овладели в полной мере, что и является одним из факторов, тормозящих получение инвестиций данным сектором экономики.

«В настоящее время сложилась ситуация, в которой дизайнеры одежды и банки оказываются разведены по разные стороны бизнеса. Одни имеют в своем распоряжении финансовые средства, другие – идеи, которые они могут выгодно реализовать, но зачастую не располагают материальными возможностями. Чтобы объединить банковские организации и дизайнеров, нужны бизнес-консультанты, которые будут профессионально разбираться и в той, и в другой областях, так как дизайнерская одежда – результат интеллектуального труда, превратить этот труд в бизнес – это отдельный, требующий профессионализма процесс», – считает заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.

«Такая ситуация достаточно характерна для модного бизнеса. Между модельером, погруженным в творческий процесс, и инвестором, заинтересованным, прежде всего, в экономической отдаче бизнеса, должна находиться фигура посредника: консультанта, разработчика проекта, менеджера», – полагает организатор «Бизнес-недели моды» Евгений Потапов.

«Одной из главных проблем, препятствующих в настоящее время развитию «модного бизнеса», является отсутствие профессиональных менеджеров, специализирующихся на продажах одежды, произведенной екатеринбургскими дизайнерами», – считает коммерческий директор магазина «ART-i-SHOCK» Галина Романова.

Кроме того, специалисты отмечают, что для получения банковских кредитов или привлечения инвестиций предприятию модной индустрии желательно иметь собственность, которая могла бы служить предметом залога. Заменить её может наличие долговременных договорных отношений между дизайнерами, их поставщиками и реализаторами готовой продукции. Само наличие такого долговременного договора, а также его экономического обоснования, может служить гарантией целевого использования и возврата заемных средств, поэтому многие инвесторы готовы вкладывать деньги в готовые проекты, такие как «кредитование сделок», то есть выдавать кредиты в случае заключения договора о совместной деятельности между дизайнером и производственником.

«Инвестиции екатеринбургские дизайнеры смогут получить в том случае, если представят инвестору договор с крупным магазином или торговой сетью. Известно, что деньги под идею получить практически невозможно. Инвестиционные компании не будут рисковать своими финансовыми средствами. Договор с магазином розничной торговли говорит о том, что была проведена серьезная аналитическая работа, что эксперты магазина определили потенциальную успешность предлагаемой коллекции на рынке и оценили ее достаточно высоко, так как решили выставить модели на продажу. В данном случае инвесторы, скорее всего, согласятся вложить деньги в производство одежды», – считает директор компании «Финэкс-качество» Антон Воробьев.

Именно инвестиции или банковские кредиты могли бы стать объединяющим звеном, способным скрепить в рамках одного проекта дизайнеров, производителей и продавцов модной одежды.

Выводы

Складывающаяся в Екатеринбурге модная индустрия нуждается в значительном объеме финансовых вложений для своего дальнейшего развития. В то же время сфера производства модной и качественной одежды в среднем ценовом сегменте, спрос на которую устойчиво растет, является привлекательной как для кредитных организаций, так и для инвестиционных компаний. Однако и те и другие готовы вкладывать средства в модную индустрию только при наличии обоснованных и выполнимых экономических проектов и бизнес-планов (для чего дизайнерам необходимо содействие консультантов или менеджеров, специализирующихся в «модной» сфере), а также определенных гарантий либо в виде материального залога, либо в виде заключенных контрактов с поставщиками и распространителями готовой продукции модных домов.


Другие материалы по теме: