«Комсомольская правда» и Максим Бруснев задаются вопросом: «Вернут ли все деньги вкладчикам?»

9 августа 2005 (06:58)

Центробанк отобрал лицензию у банка, входившего в систему страхования вкладов

Похоже, Центробанк всерьез взялся за наведение порядка на рынке финансовых услуг. Проблемные банки закрываются один за другим. На прошлой неделе была отозвана лицензия у небольшого столичного банка «Деловая Москва». Его обвинили в нарушении закона о противодействии отмыванию криминальных денег и финансированию терроризма. С начала года это уже восьмой российский банк, закрытый принудительно за подобные прегрешения.

Из этого стройного ряда банков-«прачечных» выбивается лишь один –Международный банк экономического развития (МБЭР). В темных делишках он замечен не был, но в одночасье стал банкротом. Ревизоры ЦБ недосчитались в кассе МБЭРа 89,2 млн. рублей, а это 51% всех активов. «История напоминает анекдот про детскую песочницу, – рассказывают в банковских кругах. – Совладельцы что-то не поделили между собой, один из них приехал и выгреб из кассы всю имевшуюся наличность». Можно было бы, конечно, и посмеяться, если бы не одно обстоятельство. В марте этого года МБЭР был благополучно принят в систему страхования вкладов (ССВ). Чиновники, депутаты и сами банкиры наперебой рассказывали, что банки, вошедшие в ССВ, прошли через сито проверок, так что банковская система страны стала крепче и надежнее.

Ан нет. На деле сито Центробанка оказалось решетом, через которое проскочили чуть ли не все, кто не поленился подать заявку: из 1300 российских банков 845 благополучно приняты в систему страхования вкладов.

– В конце июня был опубликован наш ежегодный анализ рисков российского банковского сектора, в котором отмечалось, что в систему страхования приняты даже очень слабые кредитные организации, – рассказал «КП» аналитик международного рейтингового агентства Standart&Poor's Евгений Тарзиманов. – На наш взгляд, ЦБ упустил хороший шанс провести радикальную реформу и создал весьма серьезный риск того, что в будущем бремя затрат, связанных с вероятным банкротством слабых банков, ляжет на плечи более надежных банков и налогоплательщиков.

И опасения скоро подтвердились.

Дело в том, что отчисления в «кубышку», из которой рассчитываются с вкладчиками лопнувших банков, каждый квартал вносят абсолютно все банки – участники системы страхования вкладов. В зависимости от того, сколько частных вкладов они привлекли. И получается, что добросовестные банки расплачиваются за своих нерадивых собратьев и частично перекладывают эти расходы на нас с вами, урезая процентные ставки по вкладам.

Однако как бы ни критиковали систему страхования вкладов, свою задачу она выполнила. В прошлом году, когда ЦБ закрыл Содбизнесбанк, народ ринулся забирать деньги отовсюду. Нынче известия об отзыве лицензий вкладчики встречают с олимпийским спокойствием. Вклады-то застрахованы. И в случае чего государство гарантирует возврат денег до 100 тысяч рублей со счета или нескольких в одном банке. Как и полагается по закону, ровно через две недели после отзыва лицензии у МБЭРа Агентство по страхованию вкладов начало расплачиваться с его вкладчиками.

А вообще система страхования покрывает 98% всех частных сбережений, хранящихся в банках. Правда, народ держит в банках 2,3 триллиона рублей, а страховые резервы, из которых АСВ будет расплачиваться с вкладчиками обанкротившихся банков, сейчас составляют только 11,5 млрд. рублей. Эксперты успокаивают: глобального кризиса не предвидится.

– А для того чтобы расплатиться со вкладчиками по «точечным» банкротствам небольших банков, резервов АСВ вполне достаточно, – говорит Евгений Тарзиманов из S&P.

Да, лопнувший банк – довольно мелкий. Но эта история преподнесла нам два урока. Первый – система страхования вкладов работает, деньги вкладчикам возвращают. И второй, пожалуй, не менее важный – участие в этой системе не дает 100-процентной гарантии надежности банка.


Другие материалы по теме: