«Уральский рабочий», Александр Темин пишет: «Малый бизнес не заплачет?»

16 августа 2005 (12:56)

В деловых кругах малого бизнеса много говорят о последних законодательных актах. В частности, «О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В этой связи нужно вспомнить, что уже третий год в России действует новый механизм налогообложения для сферы малого предпринимательства. Это так называемая упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. По мнению депутатов, практика трех лет показала необходимость корректировки некоторых положений такой системы налогообложения. Правительственный вариант предлагал увеличить предельный объем дохода, используемого в качестве критерия возможного применения упрощенной системы налогообложения,

с 15 до 20 млн. руб. Депутаты остановились на 20 млн. Кроме того, с 1 января 2007 года эта сумма будет индексироваться с учетом инфляции. Законодатели также расширили по сравнению с вариантом, внесенным правительством, перечень расходов, которые предприниматели смогут учитывать при расчете налогооблагаемой базы.

Оценку мер по реформированию системы налогообложения ваш корреспондент попросил дать директора одной из аудиторских фирм Татьяну Басманову:

– Основной тенденцией налоговых реформ последнего времени мне видится усиление администрирования в этой сфере. Отличительной особенностью отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, на мой взгляд, является то, что поступки последних рассматриваются «сквозь призму недобросовестности».

Добросовестные налогоплательщики имеют право на вычеты по НДС, на отнесение на затраты расходов по совершенным сделкам, на процессуальные права налогоплательщика, на презумпцию невиновности. Недобросовестные таких привилегий не имеют и должны в полной мере расплачиваться с бюджетом. Само по себе это явление положительное. Ни для кого не секрет, что теневой оборот в России велик. Действительно, там, где единственной целью сделок предприятий является уклонение от уплаты налогов, без иного экономического смысла, необходимо принимать самые жесткие меры со стороны государства.

Но поскольку в законодательстве не установлено четкой грани между понятиями «уклонение от налогов» и «законной минимизацией», то налогоплательщики находятся в замешательстве, а суды и налоговые органы трактуют эти понятия достаточно субъективно.

Неблагоприятным, по моему мнению, является принятие закона, который обязывает все предприятия перейти на исчисление налога на добавленную стоимость (НДС) по факту отгрузки – с 2006 года. Налогоплательщики будут платить НДС при отгрузке, независимо от факта получения средств. И если сегодня расчет НДС преимущественно основывается на финансовых потоках (сколько денег потрачено и куда они потрачены), то в будущем сумма НДС будет определяться прибыльностью бизнеса. Для предприятий, которые кредитуют клиентов, эта мера будет существенным ударом.

Несмотря на многочисленные разговоры о несправедливости исчисления НДС

«с авансов», изменения, внесенные в Налоговый кодекс, не улучшают положение налогоплательщиков. Слово «авансы» заменено на «предоплаты», то есть де-факто ситуация ухудшилась: момент исчисления НДС – это получение предоплаты или отгрузки.

Предприятия с длительным производственным циклом, которые получают предоплату на изготовление продукции, фактически будут вынуждены отдавать из оборотных средств 18% полученной предоплаты, тогда как право на вычеты будет получено позже. То есть наличие свободных оборотных средств для предприятия будет условием выживания. Как станут развиваться события в налоговой политике малого бизнеса, время покажет.


Другие материалы по теме: