«Уральский рабочий», Семен Чирков пишет: «Туризм дикий и цивилизованный. Второго пока в Свердловской области меньше»

27 сентября 2005 (11:56)

Слово «туризм» лично у меня ассоциируется не с лежаками на пляжах Египта и Кипра, а с рюкзаком, палаткой, дружной компанией и песней «Люди идут по свету». Но если самодеятельный туризм, – без остановок в гостиницах, большую часть путешествия топаешь своим ходом, а деньги тратишь лишь на еду – для бизнеса неинтересен, то «цивилизованный» – вполне.

Может ли наша область на нем заработать? Сегодня, во Всемирный день туризма, самое время поразмышлять об этом. Еще не так давно Свердловская область считалась закрытой для иностранцев, а когда «железный занавес» был снят, в наш край потянулись туристы из других регионов, и зарубежья. Уже начиная с 2002 года количество иностранцев, посещающих Урал с визитом, начало увеличиваться, за год число гостей возросло на 63 тыс. Конечно, многие приезжали и приезжают к нам строго по делам бизнеса, однако, как отметил в своем докладе областной министр физической культуры, спорта и туризма Владимир Вагенлейтнер, около двух тысяч человек побывали в прошлом году на Среднем Урале с исключительно туристическими целями. Но будет ли это число подобных любителей приключений расти и дальше?

Как правило, гостям из иных стран и регионов в Свердловской области предлагают туристические маршруты, связанные с историей Дома Романовых и наследием золотопромышленников Демидовых, а также ставшие в последние годы традиционными экстремальные путешествия по Северному и Приполярному Уралу, сплавы по реке Чусовой.

Так, с 2003 года существует тур «Русская Голгофа», который предлагает всем желающим проследовать по пути, который прошла семья императора Николая II через Тобольск к месту своей гибели в Екатеринбурге, а также посетить монастырь на Ганиной Яме. Кроме того, можно выехать в Верхотурье и полюбоваться на восстановленные храмы. С одной стороны, все в порядке, нашей области есть чем козырнуть, но с другой – эти туры, так сказать, узкоспециализированы, связаны в основном с религией и с российской историей. Однако людей, от подобных материй далеких, вряд ли это может привлечь.

Остается одно – экстремальный и спортивный туризм, который у нас не теряет своей популярности, любителей такого отдыха среди уральцев – около четырнадцати тысяч. После ликвидации в 1992 году всех туристских клубов (а их было 36 на территории Свердловской области), в том числе и областного туристического клуба, к концу 2004 года самодеятельное (спортивно-оздоровительное) туристское движение было восстановлено в 23 городах. То есть движение «людей, идущих по свету» возродилось. Традиционно в области проводятся массовые туристские мероприятия, в которых принимают участие до десяти тысяч человек из разных уголков страны. Пожалуй, лишь весна – время затишья в этом виде спорта, а все лето в живописных уголках Свердловской области организуются турслеты, в октябре стартует «Осенний марафон», а этой зимой состоялся уже 54-й Слет дружбы туристов-лыжников на границе Европы и Азии, на котором участвовали четыреста человек.

Как видно, картина весьма благоприятна. Однако такой туризм – это скорее хобби, причем самодостаточное, а не одно из направлений сферы услуг, отрасль экономики, призванная приносить деньги в бюджет. Чтобы зарабатывать на этом, необходимо устраивать эктрим-туры по типу «все включено». Иначе говоря, сделать так, чтобы желающий увидеть первозданную природу и пощекотать себе нервы не тащил с собой снаряжение, не мерз в палатке, а имел возможность перед и после путешествия поспать на чистых простынях, попариться в русской бане... Но такой сервис пока не поставлен на широкую ногу, не сертифицирован.

Первые ласточки в бизнесе, сочетающем экстрим и комфорт, стали горнолыжные курорты на Уральских горах. Однако, что греха таить, если не по уровню сервиса, то по высоте и числу трасс, они, как ни крути, уступают подобным туристическим пятачкам, организованным на склонах Кавказа. Как считают руководители области, Урал все-таки имеет все предпосылки для дальнейшего динамичного развития туризма. На сегодня уже около ста туристских

организаций предлагают разнообразные маршруты по Среднему Уралу. Разрабатывается долгосрочная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Свердловской области», которая включит в себя комплекс мер, направленных на развитие гостиничного хозяйства, подготовку квалифицированных кадров, продвижение муниципальных

туристских программ во всех исторических городах области – «Серебряное кольцо Урала» и «Малахитовое кольцо Урала». Казалось бы – дело за малым: улучшить сервис, организовать экскурсии на более комфортабельных автобусах, отстроить гостиницы европейского уровня, и туристы повалят в наш регион толпой. Но грызут отчего-то сомнения.

По сути проблема не в гостиничном сервисе, который в Екатеринбурге за последнее время поднимается на мировой уровень, да и в целом столица Урала становится мегаполисом, в котором будет комфортно гостям любого ранга. Дело, во-первых, в негостеприимном климате. Для того, чтобы понежиться на пляжах, вряд ли кто специально поедет в Свердловскую область, и, во-вторых, в малом выборе туристических фишек, эксклюзива, который есть только у нас и больше – нигде. До сих пор общепринятое мнение таково: Средний Урал – это место, где убили царя и остались еще экологически чистые места, по которым можно путешествовать, забавляя себя охотой. Ну, а этого, чтобы называть себя центром туризма, как-то маловато. Нужны новью проекты, креативные туры.

А пока что до сих пор «лыжи у печки стоят». Казалось, есть и туризм и туристы, но – большинство из них «дикие», которым подавай живую природу, а сервис – побоку. Отсюда следует, что раскошеливаться на него они не будут. А остальных же, «цивилизованных» путешественников, кроме истории привлечь пока по сути и нечем.


Другие материалы по теме: