Проблемы малого бизнеса

31 мая 2001 (12:52)

Пятнадцатого мая в Екатеринбурге при участии Государственного комитета по статистике прошел круглый стол по результатам всероссийской переписи малых предприятий «Малый бизнес: проблемы и перспективы».

Участниками круглого стола были председатель Свердловского облкомстата А.П.Чернядев, консультант финансово-экономического отдела аппарата полпреда Президента России в УрФО И.Е.Волков, зам. председателя Экономического комитета по Программам развития Уральского региона А.Б.Мамлеев, председатель Комитета промышленности и науки администрации г. Екатеринбурга А.В.Плотников, директор Центра содействия предпринимательству Свердловской области Е.А.Копелян, директор Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса В.М. Лобок, координатор Фонда поддержки малого бизнеса в России Филипп Зигварт, а также представители ассоциаций малого бизнеса, профсоюзов, руководители малых предприятий.

Cтатистика

По данным Госкомстата РФ, сегодня в России насчитывается 879,3 тыс. реально работающих малых предприятий. В среднем на тысячу человек приходится примерно 6 малых предприятий. В странах ЕС эта цифра достигает 25-30 предприятий. В России к европейскому стандарту приближается только Санкт-Петербург (23 предприятия на тысячу населения) и Москва (21). В Уральском федеральном округе сегодня на тысячу населения приходится 4 предприятия. За 2000 г. на 56,2 тыс. малых предприятий произведено товаров и услуг на 62,2 млрд руб. (всего по России — на 613,6 млрд руб.). Общая численность работников малых предприятий по округу составила 424,4 тыс. человек. Наибольшее число обследованных малых предприятий в 2000 г. основным видом деятельности указало торговлю и общественное питание (33,3%), промышленность (11%) и строительство (10,3%). Всего в Свердловской области на конец 2000 г. действовало 21,6 тыс. малых предприятий, общая численность работников которых составила 146,7 тыс. человек. Эти предприятия произвели продукции на 18665,8 млн руб. Во время проведения первого этапа обследования только в Свердловской области было зарегистрировано дополнительно 2,5 тыс. предприятий. Как считает зам. председателя Экономического комитета по Программам развития Уральского региона А.Б.Мамлеев, эти показатели говорят об активном росте малого бизнеса на Урале и эффективности деятельности его комитета.

Участие государства: поддержка или тормоз?

Однако следует заметить, что в соответствии с действующим законодательством сегодня крайне сложно ликвидировать зарегистрированное малое предприятие, даже если оно перестало действовать. Как следствие учредители предприятия чаще всего просто оставляют его «на бумаге», так как ликвидация предприятия связана с высокими издержками, и уходят в другой бизнес. Но государство продолжает считать предприятие действующим и включает его в статистику. Кроме того, до сих пор предприятие относят к категории малых не по критерию годового оборота, как делается на Западе, а по показателю среднесписочной численности его работников. К малым предприятиям отнесены и индивидуальные частные предприниматели, некоторые из которых по показателю годового оборота превосходят промышленные предприятия. Если взглянуть на ситуацию с этой точки зрения, то победные реляции А.Б. Мамлеева несколько меркнут, — с учетом «гримас статистики» достаточно сложно говорить о каком-либо существенном росте в этой области. Скорее уж речь идет о топтании на месте. Таким образом, все, что достигнуто в сфере малого бизнеса, — лишь результат саморазвития малых предприятий в условиях отсутствия какой-либо поддержки со стороны государства. Более того, сама система государственной поддержки малого бизнеса превратилась в проблему. С одной стороны, все программы строятся исходя из требований малого бизнеса; с другой стороны, это государственная поддержка, и государство при оказании помощи преследует прежде всего свои интересы. В качестве примера можно привести бытовое обслуживание: как известно, этот бизнес не из самых прибыльных, но он выгоден государству. Государство должно стимулировать эту отрасль в течение достаточно длительного времени, прежде чем ее предприятия достигнут хотя бы самоокупаемости. Однако при этом государство отвлекает ресурсы из других источников, тем самым усложняя жизнь малым предприятиям в других отраслях.

Еще одна причина невозможности решения проблем малых предприятий заключается в том, что отсутствует вертикальная инфраструктура поддержки, в результате чего малым бизнесом занимаются все, начиная от муниципалитета и заканчивая аппаратом полномочного представителя. При этом создана добрая дюжина комитетов, комиссий и тому подобных организаций, и ни одна из них не несет ответственности за конкретные мероприятия по поддержке малого бизнеса. Таким образом, за расходование средств никто не отвечает. Поддержка малого бизнеса может стать отличной кормушкой для государственных чиновников, распределяющих помощь.

Кроме того, большую проблему представляет механизм принятия решений областным правительством. Обычно направляемые из бюджета на помощь малому бизнесу суммы определяет Министерство экономики. При этом оно исходит из статистики прошлых лет, но, как было сказано выше, статистика далеко не всегда показывает реальное положение вещей. После Министерства экономики бюджет утверждает Законодательное Собрание. Но не всегда удается доказать депутатам необходимость выделения средств на развитие малого бизнеса, и зачастую его поддержка осуществляется по остаточному принципу. Например, в прошлом году на поддержку малых предприятий в бюджете была запланирована сумма в 2,2 млн руб., а выделено только 1,5 млн. В этом году в бюджете заложена сумма побольше — 5,88 млн руб., но за первый квартал этого года на эти цели израсходовано лишь 300 тыс. руб.

Однако финансирование оказалось не самой главной проблемой для малых предприятий. Банк кредитования малого бизнеса, начиная свою работу в Екатеринбурге, провел исследование по проблемам малых предприятий. Интересно, что по данным этого исследования, представленного координатором Фонда поддержки малого бизнеса в России Филиппом Зигвартом, проблемы финансирования и законодательства у малых предприятий находятся только на седьмом и восьмом местах, ненамного опережая проблему несовершенства законодательства о лицензировании. Основными бедами для них являются несовершенство налоговой системы, отсутствие уверенности в экономической стабильности государства, огромное количество проверок, осуществляемых различными государственными органами, чрезмерно длительные сроки принятия решений государственными органами (в основном это касается регистрации), коррупция государственных служащих и бюрократические препятствия, чинимые ими.

Основа экономики

Малый бизнес — основа западной экономики. Доля населения, занятого на малых предприятиях, в общем количестве трудоспособного населения в странах Евросоюза составляет 70-80%, в то время как в России около 10%. Доля продукции малых предприятий в валовом внутреннем продукте на Западе составляет от 50 до 60%, в России же, по разным оценкам, — от 10 до 12%. Таким образом, в развитых странах малые предприятия обеспечивают более половины благосостояния их граждан и дают работу трем четвертям населения. Что же касается государственной политики поддержки малых предприятий на Западе, то их открытие связано с очень низкими издержками, для них предусмотрено льготное налогообложение. Более того, одним из принципов государственной стратегии поддержки бизнеса на Западе является предоставление дополнительных льгот тем малым предприятиям, которые могут стать средними и крупными, то есть имеют потенциал к развитию.

Последствия

Надо заметить, что и в России предпринимаются шаги к развитию малого бизнеса. Например, Свердловская область является первым регионом, где был открыт Центр развития предпринимательства (еще в 1992 г.). В 2000 г. был создан Координационный комитет по малому предпринимательству, куда вошли представители всех субъектов федерации УрФО и Некоммерческое партнерство «Малый бизнес Урала». Однако для успешного развития малого бизнеса этого мало. Необходимо изменить законодательство о малых предприятиях на федеральном уровне, чтобы максимально облегчить процедуры регистрации и ликвидации малых предприятий, ввести для них существенные налоговые льготы. По мнению аналитиков, государству следует в корне изменить свою политику поддержки малого бизнеса и поддерживать не социально значимые, а экономически эффективные и способные к росту предприятия. Следует организовать одну четкую структуру, которая занималась бы вопросами поддержки малого бизнеса и несла ответственность за распределение государственной помощи. Государству нужно отказаться от остаточной схемы финансирования малого бизнеса и выделять ему под кредиты большие средства. Кроме того, следует реорганизовать систему информации о малом бизнесе: статистика как ее источник на сегодняшний день себя не оправдывает. Без объективной информации невозможна как эффективная поддержка малого бизнеса со стороны государства, так и эффективное позиционирование конкретного малого предприятия на соответствующем сегменте рынка.


Другие материалы по теме: