«Узкие места» на пути инвестиций

31 мая 2001 (12:50)

Российские официальные лица на всех уровнях заявляют о необходимости инвестиций. Министерство экономики и труда Свердловской области, в частности, называет цифру в 15 млрд долл. Однако желаемое существенно отличается от действительности.

В целом по России очевидно низки показатели как по валовым внутренним частным инвестициям, так и по прямым иностранным инвестициям. Объем валовых внутренних инвестиций в Российской Федерации значительно сократился за период с 1990 по 1998 гг. и только недавно начал увеличиваться. Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации за период с 1992 по 1998 гг. составили 1% валового внутреннего продукта, в то время как в Польше и Румынии 3-4% и более; во многих других странах Центральной и Восточной Европы еще более высокие показатели.

Обзор условий ведения бизнеса, проведенный Мировым банком в 80 странах в начале 2000 г., показал, что налоги и законодательство стоят на первом месте в списке жалоб предпринимателей из России (в России их процент выше, чем в других странах Центральной и Восточной Европы). Второе и третье места занимают инфляция и политическая нестабильность соответственно. По рейтингу Euro-money, посвященному прямым иностранным инвестициям в России, на первом месте в списке проблем стоят налоговые вопросы, за ними идут несоблюдение прав собственности, таможенные вопросы, риск политических перемен. В своем индексе коррупции организация по борьбе с коррупцией Trans-parency International в 2000 г. поместила Россию на 82 место (рядом с Кенией) в списке из 90 стран. И, наконец, согласно данным журнала Wall Street Journal и индексу экономической свободы фонда Heritage Foundation, Россия занимает 127 место из 155 и имеет особенно плохие показатели, касающиеся денежной политики, налогового бремени, торговой политики и законодательства.

Проблемы малого бизнеса

Во многом причиной того, что объем частных инвестиций в России за последние десять лет был крайне низок, являются административные барьеры. В процессе их исследования Консультационной службой по иностранным инвестициям (FIAS) — совместной организацией Международной финансовой корпорации и Мирового Банка были выделены три специфические области, которые могут рассматриваться как «узкие места» на пути инвестиций. Это трудности в получении земельных участков, тяжелый налоговый режим и обременительное внешнеторговое законодательство.

Из-за неразвитости вторичного рынка земли (земли в частной собственности) инвесторам приходится иметь дело с государством как ее собственником, что создает трудности при оценке недвижимости. Именно так региональные администрации контролируют процесс инвестирования, и это отталкивает потенциальных инвесторов. Многие региональные администрации предпочитают сдавать землю в аренду, а не продавать ее. Они поддерживают невысокую арендную плату на землю, которая намного ниже (с учетом приведенной стоимости) цены на землю и зачастую даже ниже налога на землю.

Ставки налогов и налоговое законодательство указаны предпринимателями, принявшими участие в анкетировании, как два наиболее серьезных препятствия для инвестиций в России. Кроме того, большинство предприятий испытывает большие трудности в процедурных вопросах налогового администрирования. Инвесторы в России должны тратить значительно больше ресурсов на ведение бухучета, чем это делается в странах с менее громоздкой налоговой системой.

Валютное регулирование, таможенные процедуры и другое регулирование внешнеэкономической деятельности представляют собой большие проблемы для инвестиций в производство, ориентированное на экспорт (особенно для прямых иностранных инвестиций, так как инвесторы могут легко выбрать другую страну). Основными жалобами при анкетировании были следующие:

– ограниченный список операций, которые рассматриваются как текущие;

– требование обязательной продажи 75% валютной выручки в течение семи дней с момента ее получения;

– задержки и коррупция в таможенных органах;

– дискриминационный характер лицензирования внешнеэкономической деятельности в регионах;

– контроль за торговлей некоторыми товарами.

Свердловская область: плюсы и минусы

Согласно данным журнала «Эксперт», Свердловская область входит в число первых регионов России по инвестиционному потенциалу, который оценивается по наличию природных ресурсов, объему рынка, наличию квалифицированной рабочей силы и другим показателям. На основе результатов опроса бизнесменов, проведенного в рамках исследования FIAS, можно сделать вывод о том, что Свердловская область имеет много положительных факторов: достаточно прост процесс регистрации предприятий, высоко качество инфраструктуры, довольно лояльны нормативные акты, регулирующие найм рабочей силы и защиту окружающей среды. Однако до сих пор область не реализовала свой потенциал и занимает далеко не первое место по объему инвестиций. Более того, большинство капиталовложений в Свердловской области было сделано в добывающие отрасли, процент вложений в обрабатывающие отрасли и услуги относительно низок. Только 25% бизнесменов Свердловской области оценивают отношение администрации к ним как положительное, 40% считают, что администрация им только мешает. Наибольшее недовольство у бизнесменов вызывают (в порядке приоритета) высокие налоги, сложность получения финансирования, коррупция, налоговое законодательство и судебная система. Такие жалобы типичны для всех регионов России, но для Свердловской области специфичной стала трудность в поиске финансовых источников.

Правительство Свердловской области, администрация Екатеринбурга и администрации других муниципалитетов области прилагают некоторые усилия, чтобы помочь бизнесменам решить проблему с финансированием. Однако они предоставляют кредиты и гарантии отдельным предприятиям по своему усмотрению. В лучшем случае такой подход является неэффективным, так как он не решает проблемы финансирования большинства предпринимателей. Официальным лицам трудно следить за обслуживанием кредита. Кредиты, выдаваемые отдельным предприятиям, нарушают равные условия конкуренции, и это отталкивает многих потенциальных инвесторов. Лучшим выходом является выявление факторов, препятствующих развитию эффективной рыночной финансовой системы.

Риски и дефицит информации

Опрос российских банков, проведенный Центральным Банком РФ, дал следующие результаты. В качестве главной причины, препятствующей активной банковской инвестиционной деятельности, 10% банков назвали недостаточность капитала, 10% — нормативные требования по банковскому надзору, 20% — недостаток ресурсов соответствующей срочности, 60% — высокие риски. Представители финансовых кругов часто поднимают проблему низкого уровня прозрачности потенциальных заемщиков. По этой причине банки работают лишь с проверенными клиентами, что не способствует установлению равных условий конкуренции. Для устранения этой проблемы необходимо

- создать фонд содействия привлечению инвестиций (при участии крупных предприятий, банков и страховых компаний), который гарантировал бы банкам возврат кредитов;

- сформировать архив кредитных историй предприятий и создать информационный центр, откуда банки могли бы получать объективные сведения о своих потенциальных заемщиках.

Однако пока по этим направлениям ведется лишь предварительная работа.

В настоящее время банковская система настроена на проектное финансирование, именно поэтому дефицит информации о предприятиях-заемщиках значительно затрудняет принятие решений о кредитовании. С этой точки зрения можно выделить три этапа в процессе привлечения инвестиций. На нынешнем этапе, который продлится приблизительно 1,5-2 года, кредитование будет осуществляться отдельными банками, которые используют для анализа проектов свои собственные аналитические службы. На втором этапе востребованными станут такие элементы инфраструктуры, как рейтинговые и аналитические агентства. Объем инвестиций, по оценкам специалистов, должен возрасти до 150-300 млрд долл. Последний этап будет характеризоваться развитой информационно-аналитической инфраструктурой. Только тогда можно будет рассчитывать на существенное поступление в область иностранных инвестиций.

Банкиры рекомендуют предприятиям разбивать крупные проекты на мелкие и средние, поскольку даже в масштабах Российской Федерации практически не существует примеров успешного финансирования проектов на сумму более 500 млн долл. Максимальный размер кредитов, выдаваемых ведущими московскими банками, равен 100 млн долл. Очевидно, для местных банков этот порог существенно ниже.

Проблемы конкуренции

Ни для кого не секрет, что крупные, бывшие государственные предприятия достаточно успешно решают свои проблемы, так как имеют уже установленные отношения со многими ключевыми официальными лицами. Крупные иностранные инвесторы могут нанять адвокатов, бухгалтеров, консультантов и агентов, которые помогут им успешно пройти все процедуры. Фирмы поменьше, как с местным, так и с иностранным капиталом, испытывают большие трудности, поскольку не имеют ни связей, ни достаточных средств для найма квалифицированных специалистов.

Согласно статистике, в большинстве участвовавших в исследовании FIAS регионов гораздо больше крупных и средних предприятий, чем малых (в Свердловской области — примерно в два раза). В большинстве стран, включая страны Центральной Европы, ситуация совершенно обратная: очень мало крупных фирм, больше фирм среднего размера и значительно больше маленьких фирм, многие из которых созданы недавно. Неудивительно, что известный отчет McKinsey 1999 г. связывает низкую конкурентоспособность России с отсутствием внутренней конкуренции. Более того, Международный институт развития менеджмента (International Institute for Management Development), проводя исследования для Всемирного экономического форума (World Economic Forum) в 2000 г., по уровню развития конкуренции поместил Россию на последнее место в списке из 47 развитых и развивающихся стран.

Среди бизнесменов старшего поколения бытует мнение о том, что конкуренция является пустым переводом ресурсов, что большие компании по определению превосходят малые и давно учрежденные фирмы заслуживают большего доверия, чем вновь созданные (хотя многие крупные, ранее принадлежавшие государству фирмы имеют огромные долги и невыполненные обязательства по контрактам). Однако не стоит забывать, что малый бизнес

- значительно более динамичен и гибок;

- имеет возможность интенсивно перестроить структуру хозяйственного комплекса;

- может ускорить реализацию научно-технических новшеств;

- содействует экономическому и социальному развитию малых городов и населенных пунктов;

- создает значительное число рабочих мест;

- имеет высокий уровень социально-психологических отношений, то есть снижает социальную напряженность в обществе.

Таким образом, для стимулирования привлечения инвестиций в область необходимо, чтобы законодатели на областном и местном уровнях установили одинаковые правила игры и благоприятные условия для новых инвесторов, в том числе для тех из них, которым придется конкурировать с уже существующим бизнесом. Именно конкуренция является стимулом для инновации бизнеса, повышения качества товаров и услуг, развития новых товаров и рынков, роста сферы обслуживания и решения проблемы безработицы. Остается надеяться, что для Свердловской области в этом отношении еще не все потеряно.


Другие материалы по теме: