«Российская газета», Елена Лашкина пишет: «Деньги для коровы. Премьер вплотную занялся сельским хозяйством»

20 октября 2005 (12:02)

Премьер-министр Михаил Фрадков не оставляет попыток «привести в чувство» своих подчиненных. Ведь за выполнение национальных проектов в результате ему придется лично отвечать перед президентом, который дал старт этой кампании.

Именно поэтому, несмотря на напряженный график, глава правительства после регионального «марш-броска» в ядерный центр вчера с утра уже отправился наставлять подчиненных на расширенную коллегию министерства сельского хозяйства.

Фрадков не стал скрывать от присутствующих фермеров, чиновников и научных деятелей, что «ожидания от этой коллегии у него высокие». Он решил убедить присутствующих, что на дополнительно выделенные деньги из бюджета в ближайшее время вполне по силам «переломить ситуацию в агропромышленном комплексе к лучшему».

– Я вижу искреннюю заинтересованность в улучшении дел в сельском хозяйстве, – гипнотизировал участников коллегии премьер. А чтобы все окончательно прониклись и поверили в идею, он заметил, что «внимание руководства страны и общественности приковано к сельскому хозяйству».

Эти слова, конечно же, должны были польстить не только министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, но и всем сельскохозяйственникам, особенно после всего того, что происходило в отрасли. Сельское хозяйство, как утверждают на селе, как правило, финансировалось по остаточному принципу. И Гордеев винил в этом своего коллегу – министра финансов Алексея Кудрина, который отличался «особой» любовью к этой отрасли. Теперь же появились не только деньги, но и внимание, и господдержка. Однако и этого селянам мало. Председатель Агропромсоюза России Василий Стародубцев решил покритиковать премьера и заметил, что «уровень господдержки в этом году ничтожный, а в следующем – минимальный».

– Михаил Ефимович, поймите правильно, нужна поддержка хотя бы в 10 процентов расходной части бюджета, – взывал он к пониманию председателя правительства.

Аппетит, как правило, приходит во время еды. Еще в конце сентября участники митинга в защиту российского агропромышленного комплекса требовали от правительства предусмотреть в федеральном бюджете на 2006 год выделение на нужды АПК не менее 5% расходной части, объясняя, что это минимально необходимый уровень для поддержания аграрного производства и стабилизации социальной ситуации на селе. Теперь же после того, как развитие сельского хозяйства стало национальным проектом, – аграрии требуют не менее 10 процентов. В заключение Стародубцев, правда, поблагодарил приехавшего премьера за то, что он «впервые за последние годы спустился в АПК и пришел на коллегию».

– Мы хотим помочь сельским жителям и себе фактически, – успокоил всех премьер. – Здесь простых решений нет. Я просил бы без популизма, излишне не политизируя этот вопрос, обсудить проблемы развития сельского хозяйства. На реализацию национального проекта «Развитие АПК» в 2006– 2007 годах предусмотрено выделение 30,9 млрд. рублей. На реализацию раздела «Ускоренное развитие животноводства» предусмотрено 14 млрд. 630 млн. рублей, на «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» – 15 млрд. 970 млн. рублей. Причем 14,2 млрд. рублей планируется направить в 2006 году, 16,7 млрд. рублей – в 2007 году. Кроме того, на организационное, методическое и информационное обеспечение проекта, а также на мониторинг его реализации предусмотрено 300 млн. рублей. По замыслу чиновников, реализация национального проекта позволит к 2008 году увеличить производство молока на 4,5%, мяса - на 7%. Предполагается, что фермерские и личные подсобные хозяйства граждан, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы увеличат реализацию продукции на 5–7%. На эти же деньги по лизингу закупят 100 тыс. голов племенного скота, оборудуют 130 тысяч скотомест, создадут 2250 сельских потребительских кооперативов. «Это приведет к повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства, увеличению потребления основных продуктов питания на душу населения, росту вклада АПК в решение задачи по удвоению ВВП», – оптимистично заверил заместитель министра сельского хозяйства Сергей Митин. Для организации и контроля за выполнением национального проекта министерство составило сетевой график работы над проектом на 26 страницах, который предусматривает разработку шести постановлений правительства и четырех распоряжений правительства, а также трех технических регламентов. Подобная кропотливая подготовка, видимо, должна была впечатлить всех присутствующих.

Но главная цель нацпроекта все-таки, как заметил Гордеев, повышение качества жизни как в городе, так и на селе. А то, что впервые за 15 лет сельское хозяйство стало приоритетным, вдохновило министра на большие дела.

– Это налагает на министерство сельского хозяйства особую ответственность, можно даже сказать, что нам дан карт-бланш доверия, – сказал ответственный за отрасль министр.

Теперь он готов всеми своими действиями доказывать, что сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность могут быть конкурентоспособными и что действующая программа, предложенная президентом, значительно улучшит жизнь на селе.

Фрадков поддерживал не только материально, но и морально. Правда, о материальном заметил, что, несмотря на необходимость господдержки сельскому хозяйству, ресурсы все же ограничены. «Сельское хозяйство сейчас – это низкотехнологичная отрасль, а молодежь на селе не задерживается, – добавил он. – Это надо переломить в рамках национального проекта». Фрадков признал, что проблем на селе накопилось много. «Это недостатки таможенно-тарифного регулирования, недостаточное внимание к реальному сектору, социальные и кадровые проблемы... Простых решений здесь нет», – сказал он. Впрочем, выступающие убедили, что в сельском хозяйстве уже произошли некоторые позитивные изменения. «Ростки уже появляются – крупный бизнес вкладывается, молодежь пошла на село», – подвел итог премьер.

Однако Гордеев решил предупредить премьера, что не все так хорошо и существующие бюрократические препоны могут поставить под угрозу реализацию национального проекта в сельском хозяйстве. В качестве примера он привел ситуацию с пошлинами на импорт сыров. По его словам, «из-за отсутствия соответствующего решения правительства до сих пор не реализовано решение о повышении пошлин на импорт сыров, принятое год назад на межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле». В интересах защиты отечественных производителей пошлину на твердые сыры планировалось увеличить до 0,7 евро за килограмм. В настоящее время она составляет 15 процентов таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за килограмм. Национальный проект в сельском хозяйстве, в частности, предусматривает принятие мер по ограничению импорта твердых сыров, прежде всего с Украины, а также сухого молока и сливочного масла, в том числе из Белоруссии. Но не случилось. «Если так мы будем регулировать рынок, – заметил Гордеев, – то мы должны понимать, что из-за бюрократических препон исполнение национального проекта «Развитие АПК» будет под угрозой».

В целом же национальный проект предусматривает разработку концепции государственной поддержки развития крупных агропромышленных структур холдингового типа. В ней будет дано определение агрохолдинга, а также предложено уменьшить налогооблагаемую прибыль агрохолдингов на сумму взносов, направляемых в уставный капитал сельхозорганизаций. «Когда мы говорим об агрохолдингах и соответствующей экономической поддержке, то встает вопрос о необходимости соответствующего закона»,– заявил министр. По его словам, «к сожалению, сегодня агрохолдинги, которые представляют собой цепочку «от фермы до тарелки», не подвергаются никакому приземлению на нашу экономическую политику, так как поддерживается государством первичное звено – сельскохозяйственное производство». В связи с этим возникает много вопросов с учетом деятельности таких крупных формирований, в частности, вопросов выплаты НДС и так далее. Поэтому, добавил он, агрохолдинги поставили перед правительством вопрос о необходимости подготовки соответствующего закона.

Министр не исключил, что в этом году может быть принят закон об ипотеке земель сельскохозяйственного назначения. «Мы поставили задачу такой закон принять, у нас, к сожалению, не было законодательной базы в этой сфере», – заявил он. Развитие ипотечного кредитования за счет громадного потенциала земли, по его мнению, позволит увеличить инвестирование в сельское хозяйстве. При этом он напомнил, что в 2006 году на субсидирование процентной ставки по кредитам для АПК из бюджета планируется выделить 13 млрд. рублей против 5,5 млрд. рублей в этом году.

- Сказать, что будем субсидировать, – это ничего не сказать, – решительно заметил Фрадков. – Нужны решения. Надо не только показывать вопросы, но и дела закрутить.


Другие материалы по теме: