«Вечерний Екатеринбург», Александра Шеина пишет: «Бюджет внесли: депутаты делают прогнозы жизни»

21 октября 2005 (11:56)

Вчера Свердловская область обогатилась на 8 миллиардов рублей. Это следует из проекта бюджета, внесённого губернатором Росселем на 2006 год. Но это не значит, что жить нам станет лучше и проще. Как заявил губернатор, основной финансовый документ будет, как и всегда, напряжённым. Основная сложность - влияние на бюджет целого ряда реформ: федеративных отношений, местного самоуправления, системы социальной защиты, налоговой, бюджетной.

Объём бюджета в 2006 году составит 69 миллиардов рублей (в этом году консолидированный бюджет равнялся 61 миллиарду). Из них 45% всех средств заложено на социальную сферу, 24% – на обеспечение межбюджетных трансфертов и 30% – на остальные расходы, такие, как поддержка сельского хозяйства и дорожное строительство.

Причём, по прогнозам губернатора, в 2006 году в Свердловской области темпы роста бюджетных зарплат и валового регионального продукта значительно превысят среднероссийские показатели, а инфляция останется на общероссийском уровне. Эти данные позволяют прогнозировать на 2006 год дальнейший рост уровня среднемесячной заработной платы в Свердловской области (в 2004 году среднемесячная зарплата составляла 7 тысяч рублей, а в 2005 - уже 8,7 тысячи рублей).

Также планируется рост темпов производства в промышленности: машиностроении и металлообработке, пищевой промышленности. Муниципальным образованиям в бюджете 2006 года предусматривается финансовая помощь. Для этого в расходной части облбюджета сформированы: областной фонд финансовой поддержки поселений в объёме 303,6 миллиона рублей; областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (5 миллиардов рублей); областной фонд муниципального развития (300 миллионов рублей); областной фонд софинансирования социальных расходов (114,4 миллиона рублей); областной фонд компенсаций (1,4 миллиона рублей). Общий объём межбюджетных трансфертов достигнет 12,8 млрд. рублей.

В общем внесение прошло успешно. Однако вышедшие на перерыв депутаты в кулуарах высказывали критические замечания (которых не быть не может).

- В целом первое впечатление неплохое, -говорит депутат Облдумы Константин Карякин. -Сейчас мы его поизучаем, найдём массу недостатков. Вернее, не недостатков, а пунктов, над которыми надо работать и будем работать.

Хотя, по признанию депутата, некоторые грандиозные планы губернатора вызывают закономерные вопросы. Многие заявления здорово звучат. Например, 2 миллиарда на метро в Екатеринбурге – это просто нечто, считает Карякин. А 2 миллиона 270 тысяч квадратных метров жилья к 2010 году тоже звучит весьма и весьма. А планы перед металлургами? Социализм и рядом не стоял! В два раза – сталь, в полтора раза -алюминий, в четыре – медь. При том, что не решены вопросы с медной рудой. Но тем не менее. Правительство ставит перед металлургами такие задачи.

- Но в целом в 2006 году, – резюмирует Карякин, – хорошее увеличение бюджета.

Вот как раз об увеличении консолидированного бюджета. Как считает депутат (опытнейший «приниматель бюджета») Борис Чойнзонов, говорить о том, что проект бюджета на 2006 год больше предыдущего на 20%, несколько неверно.

- По объёмам доходов бюджет на сегодняшний день не соответствует: если вычесть из консолидированного бюджета трансферты федеральные и бюджеты ЗАТО, получается, что фактический рост доходов Свердловской области на следующий год составляет всего четыре процента, – говорит Чойнзонов. – Поэтому мне бы хотелось поглядеть, на какую сумму занижена доходная часть будущего бюджета.

По словам депутата, в этом году мы уже имеем печальный опыт, когда «практически не заложили в бюджет-2005 порядка 8 миллиардов рублей, что фактически не позволяет правительству эффективно распоряжаться средствами».

К тому же удивление у депутата вызывают две статьи бюджета: первая - 26-я, которая предусматривает резервный фонд правительства свыше 2 миллиардов рублей. (Это в 10 раз больше, чем в прошлом году. На какие такие нужды правительство аккумулирует такую сумму? Правительство отвечает: на всякий случай). Вторая «любопытная» статья – это 36-я, которая позволяет правительству в нарушение статей Бюджетного кодекса совершать «переброску» средств от одного распорядителя другому без согласия депутатов Законодательного собрания. Это, утверждает Чойнзонов, нарушение закона.

Словом, некоторые депутаты сошлись во мнении: доходы опять занижены. Причём, по убеждению Чойнзонова, занижены сознательно, как в этом году.

И причина, по которой правительство, как считают депутаты, занижает доходы, в общем есть. Всё те же депутаты не исключают, что Минфин может ликвидировать свердловское областное казначейство, и, вполне возможно, с 2006 года правительству запретят хранить бюджетные деньги в коммерческих банках. Вот поэтому и можно объяснить желание сделать «заначку» из резервного фонда «на всякий случай» (а его сумма распределяется постановлениями правительства, а никак не решением Облдумы) из того профицита, который появится при исполнении бюджета в 2006 году.

Кажется, что жить мы будем как всегда. Тем более что в 2006 году нам грозит 100%-ная «коммуналка», а льготникам – дальнейшая монетизация (часть льгот у нас сохранилась в натуральном виде, и они будут монетизироваться потихоньку).


Другие материалы по теме: