«Коммерсантъ», Юрий Дорохов пишет: «Американских байкеров завлекут ирбитским ретро. Свердловский мотозавод усиливает экспансию на зарубежные рынки»

26 октября 2005 (12:00)

Вчера руководство ООО «Ирбитский мотоциклетный завод» (ИМЗ, Ирбит, Свердловская область) объявило о своих планах по усилению экспансии на западные рынки. Предприятие намерено закрепиться в Аргентине и ЮАР, заметно усилить свое присутствие в США и Западной Европе. За счет активизации экспортных продаж (почти в 1,5 раза) компания намерена добиться положительной рентабельности и сохранить свой бизнес. В свою очередь, эксперты предупреждают, что сектор, в котором позиционируется продукция ИМЗ – ретро-мотоциклы – за рубежом крайне ограничен, и рост продаж мотозавода может привести к обвалу спроса на них.

Вчера исполнительный директор ООО ИМЗ Владимир Курмачев сообщил «Ъ», что если в этом году ИМЗ планирует продать европейцам 530 мотоциклов, а американским – около 700, то в следующем году компания рассчитывает реализовать не менее 800 машин на каждом из этих рынков. Кроме того, в планах завода закрепиться в Аргентине, продав там 100 машин до конца нынешнего года и выйти в ЮАР, предложив южноафриканским покупателям около 300 мотоциклов в 2006 году. По расчетам господина Курмачева, расширение географии и объемов продаж с нынешних 2 тыс. до 3 тыс. мотоциклов через два – три года позволит ИМЗ выйти на положительный уровень рентабельности. «Сейчас мы работаем «в ноль», – пояснил «Ъ» господин Курмачев.

«Ъ» ООО «Ирбитский мотоциклетный завод» выпускает тяжелые мотоциклы с объемом двигателя 650 и 750 куб. см моделей «Волк», «Ретро», Gear-Up, с колясками и без. В 2004 году произвел 2,3 тыс. мотоциклов (в 2,5 раз больше, чем в 2003 году) в ценовом диапазоне $4-9 тыс. 95% мотоциклов идет на экспорт. Кроме ИМЗ в России в настоящее время мотоциклы выпускает лишь ОАО «Ижевские мотоциклы», экспортирующее машины с объемом двигателя до 350 куб. см стоимостью $1-3 тыс. в страны третьего мира.

Стоит отметить, что ИМЗ не первый раз заявляет о планах по увеличению продаж мотоциклов. В 2001 году, после покупки предприятия, нынешние собственники – менеджеры ИМЗ во главе с гендиректором Ильей Хаитом заявляли, что планируют привлечь инвесторов, модернизировать производство и достигнуть показателей в 5-6 тыс. продаж уже к 2006 году. Эти планы реализовать не удалось. По словам начальника отдела продаж ИМЗ Марины Вохменковой, для российского покупателя продукция ИМЗ оказалась слишком дорогой. Не получилось у завода найти и инвесторов – «Мы живем лишь на прибыли с продаж», – признался «Ъ» господин Курмачев. Тогда компания сделала ставку на западные рынки. «Наши продажи в США растут на 20%, в следующем году планируем получить 35%-й прирост. У мотоциклов ИМЗ с коляской там нет конкурентов – американские модели стоят в три раза дороже наших», – сказал господин Курмачев. Тяжелые мотоциклы «Урал» и «Волк» за рубежом позиционируются в сегменте «ретро-мотоциклов». «Мы не меняли дизайн и конструкцию машин в течение почти 60 лет, и это привлекает западных любителей старины», – пояснил он

Для достижения поставленной цели ИМЗ пересмотрел свои отношения с дилерами: во-первых, разорвал контракты с продавцами, которых считает неэффективными, во-вторых, создал два торговых СП – в США и Западной Европе.

Эксперты, оценивая планы ирбитского предприятия, предупреждают, что для достижения поставленных целей ИМЗ придется придумать еще и эффективную маркетинговую стратегию. «Продукцию ИМЗ трудно позиционировать на американском рынке, который жестко поделен», – считает гендиректор специализированного журнала Bike Freak Юрий Сирота. По его мнению, сегмент тяжелых мотоциклов в США прочно занят продукцией Harley-Davidson (выпускает около 350 тыс. машин в год) и японскими Suzuki и Honda «A любители антиквариата, скорее, предпочтут BMW 1940-х годов выпуска», – отметил он. Менеджер ООО «Амтрейд» (дилер Harley-Davidson) Андрей Башинский добавил: «Если машины ИМЗ будут позиционироваться как массовые, они не выдержат конкуренции с представленными на рынке марками. А если их продавать как эксклюзивные модели, то придется ограничиться небольшими партиями, много меньше 1 тыс. штук в год, иначе интерес к ним пропадет».


Другие материалы по теме: