«Ведомости», Севастьян Козицын Николай Борисов пишут: «Атон» сохранил независимость. Сделка с Goldman Sachs сорвалась»

3 ноября 2005 (10:44)

Как стало известно «Ведомостям», переговоры владельцев «Атона» о продаже инвестгрушш банку Goldman Sachs завершились ничем. Стороны не сошлись в цене - продавать бизнес более чем за $200 млн собственники «Атона» не стали.

Президент и основной владелец «Атона» Евгений Юрьев заявил вчера «Ведомостям», что переговоры с Goldman Sachs о продаже компании прекращены. «Стороны не сошлись по структуре сделки», - сказал он, отказавшись комментировать детали переговоров и обсуждаемую цену. Впрочем, несколько источников, близких к переговорам, рассказали, что Goldman Sachs хотел купить 100% акций российского брокера и три раза повышал цену, под конец предложив более $200 млн. Однако владельцы «Атона» не захотели полностью расстаться с построенным бизнесом на растущем фондовом рынке и были готовы на первом этапе продать Goldman Sachs 49% или 51% акций компании (с опционом для контролирующего акционера), но на эти условия Goldman Sachs не согласился.

«Атон» - одна из крупнейших российских инвестгрупп, основанная в 1991 г. В группу входят компании «Атон», «Атон-Брокер», интернет-брокер «Атон-Лайн», УК «Атон-Менеджмент». У группы есть офисы в Лондоне, Франкфурте, Никосии и Нью-Йорке. Оборот группы «Атон» по итогам 2004 г. составил $30 млрд, активы - $600 млн, а собственный капитал - $230 млн. Контрольный пакет «Атона» принадлежит его менеджменту.

Goldman Sachs стал присматриваться к «Атону» в начале года, и в феврале «Атон» начал масштабную реорганизацию бизнеса. Гендиректор компании Александр Кандель объяснял тогда, что «Атон» решил сделать самостоятельными бизнесами работу с институциональными клиентами (управляющими компаниями, пенсионными фондами и корпорациями) и обслуживание частных лиц, в том числе через интернет-брокера «Атон-Лайн». На рынке реструктуризацию считали частью предпродажной подготовки компании, хотя Кандель уверял, что это не связанные между собой процессы. Впрочем, именно тогда «Атон» провел с Goldman Sachs переговоры о сотрудничестве и предоставил инвестбанку свою финансовую отчетность.

По словам источников, близких к переговорам, Goldman Sachs опасался, что вторую часть «Атона» ему придется покупать намного дороже, чем первую. Ярким примером для американцев был Deutsche Bank, который в 2003 г. купил 40% Объединенной финансовой группы (ОФГ), оценив ее в $200 млн. А в этом году Deutsche Bank решил выкупить и остальные 60% ОФГ, которая теперь стоит в три с половиной раза дороже -$700 млн. Ведь активы группы с 2003 г. выросли со $430,8 млн до $1 млрд, акционерный капитал -с $67,5 млн до $200 млн, а оборот увеличился вдвое - до $50 млрд. При этом в росте бизнеса ОФГ есть заслуга и Deutsche Bank.

Получить комментарии в Goldman Sachs вчера не удалось. В банке лишь отметили, что всегда были заинтересованы в развитии бизнеса в России.

Президент Brunswick UBS Mapлен Манасов считает, что инвестиционный банк в России лучше создавать собственными силами: «Клиенты - дело наживное, они идут туда, куда им выгодно. Готовую компанию покупать для их привлечения необязательно. Дешевле купить специалистов». По такому пути пошел Morgan Stanley, который в этом году зарегистрировал в России «дочку», получил лицензию на банковскую деятельность у Центробанка и лицензии на операции на фондовом рынке у ФСФР. Без учета оплаты уставного капитала открытие «дочки» обошлось банку чуть больше чем в $20 млн. Основные затраты пришлись на технологии - на каждое рабочее место трейдера банк потратил примерно $200 000, а на уставный капитал 000 «Морган Стэнли Банк» - 1,3 млрд руб. ($45,7 млн).

Управляющий директор «Ренессанс Капитала» Александр Перцовский считает, что универсального рецепта покорения российского рынка нет: «Для одного банка важна скорость, для другого – цена». «Наверное, владельцы «Атона» поступили правильно, -рассуждает председатель совета директоров «Тройки Диалог» Рубен Варданян. - На растущем российском рынке действительно не так много привлекательных инвесткомпаний». Он также отмечает, что каждый иностранный банк выбирает свою собственную стратегию покорения российского рынка.


Другие материалы по теме: