«Ведомости», Борис Грозовский, Василий Кудинов, Александра Петрачкова пишут: «Неторопливый долгожитель. Сергей Игнатьев останется руководить ЦБ еще четыре года»

8 ноября 2005 (11:50)

У Сергея Игнатьева есть шанс стать долгожителем Центробанка - Владимир Путин предложил Думе переназначить председателя Банка России на новые четыре года. Эксперты не устают критиковать ЦБ: реальный курс рубля неподвластен официальным прогнозам, отбор в систему страхования вкладов дал поводы для скандалов, а банкиры помнят о прошлогоднем кризисе доверия. Но при всех недостатках Центробанк развивает банковскую систему без «резких движений», признают они.

Кандидатуру нового главы ЦБ президент должен внести не позже чем за три месяца до истечения полномочий прежнего. Сергей Игнатьев был утвержден 22 марта 2002 г. Но Путин внес кандидатуру Игнатьева в Госдуму досрочно, в прошлый четверг. «Мы не ждали этого раньше конца ноября», -удивлен источник в ЦБ.

Дольше Игнатьева Центробанком руководил только Виктор Геращенко, да и то если включать советский период, а Сергею Дубинину и Татьяне Парамоновой не удавалось продержаться дольше трех лет. Кремлевский чиновник подчеркивает, что решение президента переназначить Игнатьева готовилось заранее. Еще недавно в числе возможных претендентов на место Игнатьева банкиры называли президента Внешторгбанка Андрея Костина, совладельца питерского Промышленно-строительного банка Владимира Когана и руководителя ФСФР Олега Вьюгина. Но Костин заверил «Ведомости», что его эта должность не интересует, а Коган руководит строительством сооружений для защиты Петербурга от наводнений. Игнатьев оказался вне конкуренции, потому что «хорошо справляется», говорит источник в Кремле. Свою роль сыграли его авторитет, репутация порядочного человека и наличие команды, добавляет чиновник правительства.

Источник в руководстве ЦБ считает переназначение Игнатьева признанием успехов команды. Однако эксперты не устают критиковать главу ЦБ. «Игнатьев не справился с главной задачей - снижением инфляции - и относится к нынешним темпам роста цен так спокойно, как будто это его не касается», - возмущен экс-зампред ЦБ Сергей Алексашенко, президент «Антанты Капитал». В 2004 г. инфляция составила 11,7%, за 10 месяцев 2005 г. - 9,2%. Ставка рефинансирования ЦБ пока не играет заметной роли в денежной политике, а основным инструментом, определяющим стоимость денег, является не она, а облигации московского правительства, замечает Алексей Ведев, гендиректор аналитической лаборатории «Веди». Если бы летом 2004 г. список инструментов, под которые банки могли одолжить у ЦБ деньги, не был бы столь узким, банковского кризиса можно было бы избежать, полагает Оксана Осипова из Центра развития. Банковская реформа идет так неспешно и осторожно, что может растянуться на долгие годы, сетует экономист «Траста» Евгений Надоршин. За бортом системы страхования вкладов оказалось лишь около 200 банков из более чем 1100 пожелавших в нее войти, причем половина из недопущенных оспаривает вердикт ЦБ. Центробанк упустил возможность для реальной расчистки банковской системы, говорится в докладе Standard & Poor's. Обвинив Сбербанк в неадекватной кредитной политике, ЦБ затем без обсуждения включил его в систему страхования, рассказывала "Ведомостям" первый зампред «Сбера» Алла Алешкина.

Тем не менее президент Альфа-банка Петр Авен считает решение Путина разумным. Эксперты единодушны, что очевидных провалов у Игнатьева не было, хотя четырехлетка была трудной для ЦБ. Нефть за четыре года подорожала втрое. А дорогая нефть - проблема для регулятора, ведь из-за подорожания бензина ускоряется инфляция, а поток нефтедолларов ведет к укреплению рубля, напоминает гендиректор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов. За время работы Игнатьева в ЦБ золотовалютные резервы выросли в 4,4 раза - с $37,5 млрд до 1164,3 млрд. Столкнувшись с ростом притока в страну валюты от экспортеров, ЦБ выстроил систему управления номинальным курсом рубля, обеспечивающую конкурентоспособность экономики, отмечает Белоусов: «Если бы не она, И мог бы сейчас стоить 25 руб., а то и 23 руб.». Введенная ЦБ бивалютная корзина помешала спекулянтам играть на динамике курса рубля, отмечает начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Каще-ев. Центробанку приходится сдерживать не только инфляцию, но и реальный курс рубля, напоминает Ярослав Лисоволик из ОФГ. Жесткий отбор в систему страхования мог спровоцировать новый банковский кризис, отмечает один из банкиров. А созданием полноценной системы рефинансирования банков ЦБ займется в следующие четыре года, верит Белоусов.


Другие материалы по теме: