«Аргументы и факты», Михаил Лузин пишет: «Уралмаш» продали»

10 ноября 2005 (11:52)

Екатеринбургский завод «Уралмаш» в очередной раз сменил владельца. Точнее говоря, новый хозяин появился у холдинга «Объединенные машиностроительные заводы», в структуру которого входит промышленный гигант.

Основатель ОМЗ госминистр Грузии по структурным и экономическим реформам Каха Бендукидзе и его партнеры продали 42 процента акций компании нескольким российским инвесторам, имена которых не раскрываются. Говорят, что обладателями крупного пакета стали структуры компании «Газпром», которым уже принадлежали 12 процентов акций холдинга.

В настоящий момент в ОМЗ входят Ижорские заводы (Санкт-Петербург), Уральский завод тяжелого машиностроения (Екатеринбург), завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород) и ряд других предприятий. Они производят около 70 процентов бурового оборудования в России, 60 процентов специальных сталей, свыше 90 процентов горнодобывающего оборудования, 78 процентов металлургического оборудования и около 50 процентов оборудования для атомных станций. Казалось бы, лакомый кусок для любого инвестора, однако в реальности дела у компании идут не столь блестяще. По оценкам аналитиков, стоимость компании за последние три года не изменилась, застыв на отметке 180-190 млн. долл. Это меньше, чем общая задолженность ОМЗ перед кредиторами, которая достигла 245 млн. долл. Из этой суммы 140 млн. надо отдать в течение года.

Решить долговую проблему мог бы крупный инвестор - такой как Газпромбанк, структурам которого и приписывают сделку. Согласно биржевым котировкам, 42 процента акций ОМЗ стоили около 77 млн. долл., однако заплачено было за них значительно меньше. Говорят, что еще полгода назад Кахе Бендукидзе было сделано предложение продать бумаги всего за 10 млн. долл. Предприниматель долго торговался и, вероятнее всего, добился более приемлемой цены.

Почему крупнейший машиностроительный холдинг России так дешево стоит? Ответ на этот вопрос можно найти на местах. Основное предприятие холдинга - екатеринбургский «Уралмаш» - сегодня загружено лишь на 30 процентов. Пустующие цеха сдаются под офисы и склады многочисленным фирмам. Численность работающих по сравнению с советским временем упала в десять раз - с 35 до 3,5 тысячи человек. При этом нельзя сказать, что оставшиеся кадры довольны. Средняя зарплата инженера составляет 5-6 тысяч рублей, в горячих цехах люди получают от 10 до 12 тысяч -немного для такой тяжелой работы. Работники, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «АиФ-Урал», надеются на лучшее. Для поднятия настроения «уралмашевцам» руководство транслирует в цехах песни советского времени и Филиппа Киркорова.

В екатеринбургском представительстве ОМЗ и на Уралмашзаводе комментировать сделку отказались.


Другие материалы по теме: