«Деловой квартал», Сергей Панин пишет: «Типографии»

14 ноября 2005 (10:50)

Полиграфический рынок Екатеринбурга находится в стадии стагнации. По оценкам экспертов, в этом году он практически не вырос. Главная причина – снижение рентабельности производства, а также высокая конкуренция со стороны западных типографий. Если Россия вступит в ВТО, то большая часть типографий будет вынуждена закрыться, не выдержав конкуренции с иностранными игроками.

Почему не растет полиграфический рынок?

Отчего падает рентабельность полиграфического производства?

Что будет с местными типографиями, если Россия вступит в ВТО?

эксперты: Роман Головин, исполнительный директор рекламной фирмы «Арена-Принт»; Татьяна Деева, директор типографии «Лазурь»; Дмитрий Ермаков, коммерческий директор компании «Принтэксперт»; Раиса Саначева, директор типографии «Фабрика цвета»; Виктор Фомин, генеральный директор Офсетной газетной фабрики Екатеринбург (ОГФЕ).

В 2000-2001 гг. между екатеринбургскими типографиями разгорелась острая борьба за клиента. Конкурировали в основном в стоимости – она снижалась в геометрической прогрессии. Сейчас цены достигли минимальной отметки. Рынок дошел до того уровня, когда на первый план выходит качество продукта. Но пока местные игроки по соотношению цена – качество не могут на равных соперничать с западными типографиями. Лишь половина екатеринбургских заказов размещается на местном рынке.

Полиграфический рынок не растет

По некоторым оценкам, в Уральском регионе работает около 1000 типографий различной специализации. Из них более 300 – в Екатеринбурге. Условно местный рынок можно разделить на несколько основных сегментов: журнальные типографии («Лазурь» и «Формат»), газетные (Офсетная газетная фабрика Екатеринбург), книжные («Уральский рабочий»), типографии по производству этикетки («ATгрупп», «Формат»), упаковки («Фабрика цвета») и рекламных носителей («Формат»). Объем российского рынка печатной продукции в 2004 г. составил $2,5 млрд. Екатеринбургский рынок местные игроки оценить затрудняются, ссылаясь на закрытость информации. Они отмечают, что в денежном эквиваленте лидирует сегмент упаковки и этикетки, а вот если измерять в печатных листах – то газетный. Дмитрий Ермаков, коммерческий директор компании «Принтэксперт», уверен, что полиграфический рынок Екатеринбурга занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга: «Об этом мы можем судить по количеству поставляемого оборудования». Как оценил г-н Ермаков, потребление полиграфической продукции на душу населения меньше, чем в США и Японии, в 10 раз, а в сравнении с Европой – в 7-8. И виной тому, по его мнению, низкие доходы населения, которое не может себе позволить покупать столько продукции.

Татьяна Деева, директор «Лазури», отмечает, что на рынке сложилась хаотичная ситуация: «Типографий очень много, все они разного калибра. Их количество увеличивается, поскольку срабатывает старый стереотип, что типография – это быстрый возврат денег». По словам Татьяны Деевой, новые типографии создают те, кто уже поработал в этом бизнесе в качестве наемного рабочего.

Несмотря на увеличение количества типографий и оборудования, рынок за последний год практически не вырос – утверждают эксперты. Они отмечают, что новые игроки занимают место тех, кто не смог выдержать конкуренции или закупить современное оборудование. Раиса Саначева, директор типографии «Фабрика цвета»: «Сейчас предложение полиграфических услуг превышает спрос на них».

До 80% заказов, которые выполняют екатеринбургские типографии, размещаются местными потребителями. И лишь 20% – клиентами из соседних регионов (Челябинска, Тюмени, Перми).

Рентабельность рынка близка к критической отметке

Эксперты уверены, что екатеринбургский рынок полиграфических услуг развивается по тем же законам, что и российский. А главная тенденция – снижение рентабельности производства. В начале 90-х она достигала 200%. Но с 2000-2001 гг. наблюдается устойчивое падение прибыльности полиграфического бизнеса. Сегодня в его отдельных видах рентабельность составляет 10% и лишь изредка дотягивает до 15%. Как подчеркивает Виктор Фомин, генеральный директор Офсетной газетной фабрики Екатеринбург, подобные показатели губительны для производителя: «Рентабельность в районе 15% позволяет лишь поддерживать производство. Чтобы развиваться, необходимо получать 20% дохода». По его словам, Офсетной газетной фабрике Екатеринбург удается достичь подобных показателей – в результате ОГФЕ за 6 лет смогла в два раза увеличить объемы выпускаемой продукции.

Роман Головин, исполнительный директор рекламной фирмы «Арена-Принт», отмечает, что полиграфисты просто не повышают цены с ростом затрат на производство: «Эта проблема отнюдь не нова. Однако вскоре она может принять угрожающие масштабы. Еще недавно все мы воспринимали низкие нормы прибыльности в некоторых секторах полиграфического рынка в качестве

неприятной, раздражающей тенденции. Теперь же приближаемся к моменту, когда все станут считать невысокую рентабельность нормой ведения печатного бизнеса».

Рентабельность той или иной типографии, говорит Дмитрий Ермаков, во многом зависит от количества игроков в сегменте рынка: «Чем меньше конкуренция, тем больше прибыль. В газетной полиграфии конкуренция пока не столь высока, потому прибыльность выше. Обратная ситуация в области печати журналов».

Типография «Лазурь» – один из ведущих игроков на рынке журнальной продукции в Свердловской области – поддерживает рентабельность на должном уровне благодаря отсутствию коммунальных платежей. Татьяна Деева: «У нас все свое: есть водонапорная башня, котельная. Мы не платим арендную плату, поскольку все помещения находятся в собственности. Экономить получается на расходных материалах из-за больших объемов закупки».

Поскольку рентабельность в разных сегментах неодинакова, то многие типографии диверсифицируют свой бизнес. По такому пути пошла «Фабрика цвета», которая до 2004 г. преимущественно производила упаковку. В феврале 2004 г. на предприятии заработала газетная машина. Сегодня доли производства упаковки и газет примерно равны. «Рынок картонной упаковки развивается низкими темпами. Многие предприятия отказываются от нее в целях экономии. Например, если ранее некоторые марки зубной пасты выпускались в картонной упаковке, то сегодня – без нее. Тем самым производители снижают свои затраты», – объясняет Раиса Саначева.

Диверсификацию выбрала и «Лазурь», в которой соотношение производства журналов и рекламной продукции составляет примерно 60 на 40.

В то же время не всех предпринимателей устраивает путь развития бизнеса. К примеру, противоположной точки зрения придерживается г-н Фомин: «Всеядность приводит к несварению желудка. Диверсификация порождает неоправданное распыление ресурсов и кадров». Именно поэтому ОГФЕ выпускает только газетную продукцию.

Важнейший фактор снижения рентабельности полиграфического бизнеса – конкуренция с западными типографиями. Законодательство Российской Федерации устроено таким образом, что при ввозе в нашу страну готовой продукции предприниматели не должны платить пошлину. А если компания ввозит оборудование или бумагу, то она должна заплатить не только пошлину, но и НДС. Получается, что тем предприятиям, для которых срочность – не важнейший фактор (та же упаковка), выгоднее разместить свои заказы в соседних странах. В частности, на Украине. Около четырех лет назад там отменили и пошлины на бумагу, оборудование, и НДС. Благодаря этому доля полиграфической продукции в импорте выросла, оценивает г-н Ермаков, практически с нуля до 50%.

Раиса Саначева сообщает, что за границу свои заказы направляют крупные компании, для которых нет большой разницы, где будет напечатана упаковка: «Средним же предприятиям, работающим в регионе, пока выгоднее размещать свои заказы в местных типографиях».

Еще одной причиной уменьшения рентабельности Дмитрий Ермаков считает неграмотное управление бизнесом. Многие типографии пока не умеют правильно рассчитывать себестоимость продукции. Дмитрий Ермаков: «Владелец раз в месяц (а то и реже) подводит баланс. Но понять, от какого заказа он получил прибыль, а от какого нет – не может». На Западе широко распространены автоматизированные системы учета, но в Екатеринбурге они пока не нашли широкого применения.

Сокращение прибыльности предприятий влияет и на рынок оборудования. Если до 1999 г. типографии старались покупать новые печатные машины, то сегодня они предпочитают технику с малым пробегом. Преимущественно это машины фирм Heidelberg, Man Roland и KBA.

Типографиям не хватает профессиональных кадров

Несмотря на многократное увеличение количества типографий за последние 15 лет, в стране так и осталось всего два института, которые выпускают профессиональные кадры. В Екатеринбурге есть лишь ПТУ, которое не в состоянии подготовить специалистов из-за отсутствия оборудования. Все участники рынка отмечают, что кадровый дефицит – одна из важнейших проблем. «Цветной печати сейчас, по сути, никто не учит! Нам особенно не хватает инженерных кадров. У нас нет ни одного работника, который бы окончил наше ПТУ», – сетует Виктор Фомин.

Своих первых работников, по словам г-на Фомина, они обучали в Норвегии. И теперь те учат новых сотрудников. Но нет никакой гарантии, что человек, освоив сложнейшее оборудование, не уйдет в другую типографию. «У нас просто нет возможности удерживать сотрудников. Именно поэтому к каждому мастеру мы прикрепляем 2-3 ученика – для подстраховки», – рассказывает Татьяна Деева.

В УГТУ-УПИ три года назад появилось отделение, которое призвано решить проблему кадров, но участники рынка сомневаются в успешности этого проекта, поскольку обучать студентов просто некому. Вот и получается, что на оборудовании, которое стоит миллионы долларов, трудятся те, кто не имеет специального образования.

Полиграфисты не готовы к вступлению в ВТО

По мнению Дмитрия Ермакова, местные полиграфисты не выдержат конкуренции с западными фирмами: «В этом случае в регионе появится пара крупных концернов, и 80% типографий будут вынуждены закрыться». С ним согласна Раиса Саначева: «Скорее всего, в преддверии вступления в ВТО типографиям придется сливаться или находить четкую специализацию».

А вот Татьяна Деева убеждена, что следует опасаться не прихода иностранных компаний, а массовой скупки типографий политическими структурами: «В Москве политики приобретают в большом количестве типографии, которые в дальнейшем будут использоваться в целях пропаганды». Такие предприятия не считают своих расходов, поскольку у них нет цели отработать вложенные деньги – резюмирует г-жа Деева.

Несмотря на все трудности, полиграфический рынок начинает предлагать новые услуги, повышать качество печати. Появляются новые технологии. Г-н Фомин видит такую тенденцию: газеты становятся все толще, количество цветных полос увеличивается, хотя тираж остается приблизительно тем же.

Высокая конкуренция на местном издательском рынке диктует возникновение новых форматов. Уже сейчас ОГФЕ заявила, что с сентября 2006 г. начнет печатать газеты формата А4. В подобном формате в Москве и Новосибирске издается телегид «Телесемь». «Такие газеты удобно читать в транспорте, и издатель получает дополнительные возможности», – отмечает Виктор Фомин.

Приход новых игроков на рынок Екатеринбурга в ближайшее время маловероятен. По словам Дмитрия Ермакова, московские типографии обладают сходными финансовыми ресурсами, а потому не смогут предложить что-то принципиально иное. Открывать новые типографии также нереально. Для создания небольшой газетной типографии необходимо арендовать цех, нанять рабочих, требуется и машина стоимостью от $1,5 млн. Подобные инвестиции будут окупаться не менее 5 лет.


Другие материалы по теме: