«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова пишет: «Metro поделило Россию с Makro в свою пользу»

16 ноября 2005 (11:00)

Вчера руководитель отдела правительственных и внешних связей Metro Cash & Carry Инна Вожик сообщила «Ъ» об изменении стратегии развития компании в России. По ее словам, по договоренности со своим конкурентом Makro Cash & Carry немецкий ритейлер планировал открыть торговые точки только в европейской части страны, а осваивать азиатскую часть должен был Makro. Теперь Metro намерено начать экспансию в Сибирь. Эксперты полагают, что изменение в стратегии продвижения немецкой компании в России связано с готовящейся продажей Makro своего бизнеса.

Сеть мелкооптовых центров Makro была основана в 1968 году голландской компанией Steenkolen Handelsvereniging N. V (SHV) и учредителями немецкой Metro Group, которым принадлежало 40% акций ритейлера. В1998 году Metro Group полностью выкупила у SHV европейское подразделение Makro (86 магазинов), а в собственности голландской компании остались сети в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Стороны договорились, что мелкооптовые проекты Metro Group будут развиваться в Европе, a SHV– в Азии, чтобы избежать конкуренции между собой. Камнем преткновения для ритейлеров стала Россия.

Как рассказала «Ъ» руководитель отдела правительственных и внешних связей Metro Cash & Carry. Russia Инна Вожик, перед экспансией в Россию акционеры компаний решили, что Metro будет осваивать европейскую часть страны, a Makro – азиатскую. «Пограничный» Екатеринбург мелкооптовые операторы решили поделить пополам. Так, в августе нынешнего года в западной части города открылся центр Metro Cash & Carry, а в восточной – в ближайшие годы планировалось открытие центра Makro Cash & Carry. Однако, по словам госпожи Вожик, концепции развития европейских ритейлеров поменялись – Metro будет осваивать полностью не только Екатеринбург, но и Тюменскую область, а также Сибирь - Новосибирск, Красноярск и другие города.

«Ъ» Metro Cash & Carry – торговое подразделение холдинга Metro Group, занимающего по объему продаж третье место в мире. Развитие этого проекта, работающего по принципу «плати и забирай» (Cash & Carry) в России официально началось 1 ноября 2000 года. В настоящее время в стране открыт 21 центр мелкооптовой торговли. По итогам 2004 года оборот Metro Cash & Carry в России составил 893,4 млн евро, в мире– 56 млрд евро.

Makro Cash & Carry – торговое подразделение компании SHV (Голландия). В настоящее время на территории Южной Америки работает 90 центров Makro, в Юго-Восточной Азии – 69 магазинов. Официально об экспансии в Россию компания заявила текущим летом на переговорах с властями Свердловской области. Makro Cash & Carry планировала открыть 40-50 магазинов в стране, на участке Екатеринбург-Новосибирск. Оборот Makro Cash & Carry в 2004 году составил 3,1 млрд евро.

В настоящее время, по словам руководителей Metro Cash & Carry в России, рассматривается вопрос о создании в Тюмени второго в России логистического центра компании – для перераспределения продукции (первый – находится в Москве). Генеральный директор компании Metro Cash & Carry, Russia Андреа Ф. Мартинелли рассказал в беседе с корреспондентом «Ъ»: «На открытии нашего центра в Тюмени (9 ноября 2005 года – «Ъ») губернатор области Сергей Собянин предложил нам сделать этот город отправной точкой для экспансии в Сибирь, и построить здесь перераспределительный комплекс. Мы рассматриваем его предложение». Однако, господин Мартинелли отметил, что, возможно, логистический центр Metro Cash & Carry будет построен не в Тюмени, а в Екатеринбурге. В настоящее время аналитики компании изучают обе площадки. Что касается экспансии Metro и Makro на Дальний Восток, представители немецкой компании говорят, что сейчас акционеры компаний обсуждают этот вопрос. По их словам, пока развиваться в этом регионе России желает как Metro, так и Makro. Между тем, эксперты полагают, что уход Makro с российского рынка можно рассматривать в качестве предпродажной подготовки всего торгового бизнеса SHV. Еще в 2000 году компания вела переговоры с Metro о продаже азиатского и южноамериканского подразделений Makro. Однако эта сделка так и не состоялась: бывший в то время председателем наблюдательного совета Metro Эрвин Конради выразил сомнение в эффективности некоторых южноамериканских активов сети. Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков в беседе с корреспондентом «Ъ». отметил: «Скорее всего, руководители Makro сочли нецелесообразным вкладывать деньги в развитие сети в России перед повторной попыткой продать свой бизнес конкуренту». Кроме того, по мнению аналитика, причина может заключаться и в очередном переделе мирового рынка мелкооптового ритейла. «Не исключено, что взамен отказа Makro от экспансии в Россию, Metro предложил холдингу развиваться на других территориях, например, в Китае», – считает аналитик Кочетков.


Другие материалы по теме: