«Коммерсантъ», Юрий Дорохов, Дмитрий Карманов пишут: «Юрико» скупает клиентов»

24 ноября 2005 (11:58)

Юридическая компания приобретает акции потенциальных клиентов.

Вчера свердловское отделение РФФИ сообщило, что продало на торгах 1 акцию ОАО «Егоршинский радиозавод», которую приобрела юридическая компания «Юрико». В компании заявляют, что покупка совершена в рамках стратегии продвижения на рынке — «Юрико» становится акционером различных фирм и затем предлагает им свои юридические услуги. Участники рынка опасаются, что такой подход может перерасти в гринмейл.

Вчера свердловское отделение Российского фонда федерального имущества огласило итоги аукциона по продаже акций ряда уральских предприятий, ранее находившихся в собственности государства. В частности, в ходе торгов была продана 1 акция ОАО «Егоршинский радиозавод», которую за 2 тыс. 250 рублей (при начальной цене в 270 руб.) приобрело ООО «Частная юридическая компания «Юрико» (оказывает юридические услуги корпоративным клиентам). Учитывая, что радиозавод контролируется ОАО «СК-Пром» (и принадлежит собственникам банка «Северная казна»), влияние нового акционера на политику предприятия будет крайне невелико. Однако интерес участников рынка вызвала не сама сделка, а цель покупки. Как сообщил корреспонденту «Ъ» генеральный директор «Юрико» Дмитрий Вершинин, в юридической компании рассчитывают, что, став акционерами радиозавода, получат большие шансы заинтересовать руководство предприятия своими услугами. «Став акционерами, мы получаем возможность «засветиться» перед руководством завода, и сможем отслеживать состояние дел на предприятии. Если мы придем к выводу, что юридическая служба завода работает неэффективно мы, как акционеры, потребуем принять меры и предложим свои услуги», — объяснил господин Вершинин.

По словам директора юрфирмы, покупка акции «Егоршинского радиозавода» — не первая попытка продвинуться на рынке с помощью покупки ценных бумаг потенциальных клиентов. «Мы приобрели акции около 50 предприятий по всей стране — в основном, это миноритарные пакеты. И около трети из них стали нашими клиентами, например, екатеринбургский завод «Торгмаш», 1 акцию которого мы купили 2 года назад», — сообщил господин Вершинин.

В компании «Юрико» утверждают, что стратегия, избранная компанией, не является собственным ноу-хау. «На Западе юридические компании часто покупают акции фирм, чтобы привлечь внимание к себе», — пояснил Дмитрий Вершинин. Однако опрошенные «Ъ» участники рынка считают, что такой метод работы слишком экстравагантен, но недостаточно эффективен. Директор по управлению активами ООО «Уником-Партнер» Виталий Калугин отметил, что впервые сталкивается с таким поведением участника рынка. «Я сомневаюсь, что эта фирма сможет добиться большого успеха, действуя таким образом. Это игра наобум. С другой стороны, покупка небольших пакетов акций, а., тем более, единичных ценных бумаг не потребует от компании больших вложений, и эта компания почти ничем не рискует». Управляющий партнер московской юридической компании «Лигал Филд» Анатолий Бобриков считает: «Доверие клиентов зарабатывается не вхождением в их уставный капитал, а практическим опытом работы юристов, о котором становится известно, обычно, из отзывов тех, кто пользовался их услугами», — заметил он и предостерег, что способ действий, избранный «Юрико», может превратиться в банальный гринмейл, поскольку для достижения собственных коммерческих целей компания будет использовать информацию, предназначенную для акционеров.

Поддержал коллег и председатель екатеринбургской коллегии адвокатов Максим Колесников: «С точки зрения пиара это, возможно, удачный ход — они привлекли к себе внимание, — но не думаю, что таким способом компания сможет завоевать доверие клиента». При этом господин Колесников заметил, что владение одной акцией не позволит «Юрико» получить детальную информацию об эффективности юридической службы предприятия.

Скептически к планам «Юрико» отнеслись и на Егоршенском радиозаводе. «В «СК-Пром» есть собственная юридическая служба, соответствующие подразделения есть и в «Северной Казне». Я поздравляю «Юрико» с тем, что они стали акционерами «Егоршинского завода», но мы не нуждаемся в их услугах», — сообщил «Ъ» представитель «СК-Пром» Андрей Подкорытов.


Другие материалы по теме: