«Капитал», Татьяна Апрельская пишет: «Последний шанс Шевкета Шайдуллина»

1 декабря 2005 (11:02)

Начальник СвЖД удержался на посту ценой ухода трёх замов из «старой команды»

В руководстве Свердловской железной дороги произошли серьезные кадровые перестановки. Начальник Свердловского отделения СвЖД Сергей Швиндт смещен. Три зама начальника СвЖД Шевкета Шайдуллина уволены. Уйти в отставку их заставило правление ОАО «РЖД». Формально чистка железнодорожных рядов должна заставить Шевкета Шайдуллина грамотнее работать с командой. Фактически кресло зашаталось и под самим Шайдуллиным.

Серьезные рокировки в руководстве Свердловской магистрали, как и прогнозировал «Капитал», произошли — на выездном заседании правления ОАО «РЖД» в Тюмени в минувший понедельник.

Между тем с утра в Тюмени ничто не предвещало драмы. Светило неожиданное солнце. Тюменский губернатор Владимир Якушев и президент РЖД Владимир Якунин открывали отреставрированное здание кассового зала станции Тюмень. Потом в шутку купили билеты на обновленный поезд «Югра» сообщением Нижневартовск-Москва. Говорили о том,как железнодорожникам важна поддержка пассажиров, о том, сколько еще предстоит сделать.

Слегка бледный начальник СвЖД Шевкет Шайдуллин следовал за Владимиром Якуниным как тень. Заседание правления ОАО «РЖД» впервые проходило на территории Свердловской магистрали. Оно вообще впервые было выездным. Так что повод поволноваться имелся.

Потом началось. Прессу, которую в Тюмень специально свезли аж из четырех городов — Екатеринбурга, Перми и Сургута, — на заседание не пустили. Похоже, с журналистами вообще не знали, что делать. Владимир Якунин в последний момент прокомментировал: «Это рабочее заседание, а они в РЖД всегда проходят при закрытых дверях». И добавил: «Вы ведь знаете, железнодорожники — люди прямые, как рельсы. Могут сказать такое... В общем, у нас на заседаниях не соскучишься».

Заявление казалось смелым. Ведь журналистам обещали, что на заседании обсудят «Оптимизацию технологии перевозочного процесса и укрепление материально-технической базы Свердловской железной дороги в 2006-2008 гг. в рамках реализации задач по бесперебойному транспортному обслуживанию Уральского региона». Понятно, что о закрытии мероприятия не пожалел почти никто. А уже через четыре часа Владимир Якунин распорядился созвать представителей СМИ («Только телеканалы и информагентства!») на полуоткрытый брифинг и объявил им о проделанной работе.

Вкратце итоги заседания таковы. Начальник Свердловского отделения СвЖД Сергей Швиндт понижен в должности — его будущее пока туманно. Спороты железнодорожные нашивки первого заместителя начальника Свердловской магистрали, главного ревизора по безопасности движения поездов Михаила Шарина и замначальника по локомотивному и вагонному хозяйству Сайдгале Сайфранова. Кстати, на следующий день, дабы не множились слухи, СвЖД озвучила официальную позицию — и выяснилось, что последней жертвой стал первый замглавы СвЖД Анатолий Гридин. Он разжалован до первого заместителя начальника дорожного центра фирменного транспортного обслуживания.

Как выяснилось, у правления ОАО «РЖД» был роскошный повод для скандала. Руководство СвЖД оказалось повинно в сокрытии инцидента, угрожавшего жизни людей. Речь идет о сентябрьском случае на перегоне «Тавда-Азанка», когда пятивагонный грузовой поезд проскочил нужную стрелку и чуть не врезался в лоб пассажирскому поезду, стоящему на станции Азанка. Локомотивную бригаду «грузовика» быстро и тихо уволили, команду пассажирского поезда, спасшую ситуацию, так же незаметно наградили. Об инциденте по инстанциям докладывать не стали. Все документы из оперативной отчетности были изъяты. Но факт всплыл и привел в ярость правление Российских железных дорог — хотя сам по себе эпизод едва ли заслуживал такого внимания.

И в отсутствие прессы порка руководства СвЖД получилась достаточно торжественной: правление Российских железных дорог присутствовало в полном составе — все 26 человек, включая 13 вице-президентов, начальников трех магистралей и главу департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Владимира Клименко. Женщин в зале едва ли набирался десяток, и разговор с Шевкетом Шайдуллиным и его замами, по словам очевидцев, получился весьма оживленным.

«Для компании и для меня лично вопросы безопасности являются приоритетными, и мы всегда будем беспощадно наказывать тех, кто эти правила нарушает», — отчеканил, подводя итоги совещания, Владимир Якунин.

Карьеру Шевкета Шайдуллина спасло только то, что в день азанского инцидента его не было в Екатеринбурге. Начальник службы по связям с общественностью СвЖД Андрей Иванов сообщил «Капиталу», что «по нашим данным, оперативное решение скрыть информацию принимал Анатолий Гридин». При таком подходе неясно, почему уволили остальных заместителей. Но понятно, что, по сути, замы господина Шайдуллина прикрыли телами начальника — ведь именно он принимал окончательное решение скрыть информацию об инциденте.

Отлученным от СвЖД предложили застрелиться самостоятельно. В смысле — написать заявления об «уходе по собственному желанию». «На железной дороге — как в армии, так что им предложено спасти честь мундира», — резюмировал в беседе с корреспондентом «Капитала» начальник информационного отдела пиар-службы СвЖД Артем Ваганов. Комментариев репрессированные замы пока не дают, а бывший начальник Свердловского отделения СвЖД вчера весь день находился вне зоны покрытия сотовой связи.

Между тем все низложенные руководители — члены «старой команды», работавшие на Свердловской магистрали еще при предшественнике Шевкета Шайдуллина Александре Мишарине. «Например, Анатолий Гридин занимал пост заместителя главы СвЖД восемь лет, — прокомментировал Андрей Иванов. — А сейчас он, по сути, стал замом первого зама. Ведь начальник центра транспортного обслуживания, курирующий вопросы грузоперевозок, имеет ранг заместителя Шайдуллина».

Главу Свердловской магистрали простили до первой ошибки, — вероятнее всего, ошибки инвестиционного характера. Владимир Якунин, оценивая деятельность начальника СвЖД, подчеркнул: у правления РЖД есть и другие претензии к Шевкету Шайдуллину. «Ему досталось не самое легкое хозяйство, которое требует комплексного подхода, — заявил президент Российских железных дорог. - На сегодня правление положительно оценивает взаимодействие с регионами и организацию грузовой работы магистрали. Но к Шевкету Шайдуллину есть серьезные претензии по поводу работы с личным составом и по формированию инвестиционных программ».

В ближайшее время можно ожидать, что Свердловская железная дорога заключит ряд договоров с отвергнутыми прежде подрядчиками. Если это произойдет, подтвердится недавний слух — что Шевкет Шайдуллин накликал на себя беду, отказавшись контактировать с бизнес-структурами, интересы которых активно лоббировали некоторые члены свердловского правительства. В любом случае понятно, что теперь глава СвЖД будет работать как сапер — ему достаточно оступиться еще только раз.

«Я считаю, Шевкет Шайдуллин, несмотря на сегодняшнюю жесткость формулировок, со своей работой справится», - заявил глава РЖД Владимир Якунин. «Точнее, справиться он обязан», — поправился он.


Другие материалы по теме: