Галина Ковалева: Свердловская область демонстрирует стабильный рост

13 декабря 2005 (12:30)

первый заместитель председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, Министра экономики и труда Свердловской области Ковалевой Галина КовалеваНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответила первый заместитель председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, Министра экономики и труда Свердловской области Ковалевой Галина Ковалева.

— Галина Алексеевна, каковы основные итоги 2005 года? Какие отрасли показали наибольшую динамику развития? Предприятиям каких отраслей предстоит работать над улучшением показателей финансово-хозяйственной деятельности?

— Последние годы Свердловская область демонстрирует стабильный долговременный рост практически всех отраслей экономики и позитивные тенденции в социальной сфере. При этом темпы роста макроэкономических показателей развития Свердловской области оказывались более высокими, чем в целом по Российской Федерации.

Рост экономики области в последние годы во многом обусловлен мобилизующим и направляющим воздействием разработанной нами стратегии развития Свердловской области — Схемы развития и размещения производительных сил на период до 2015 года.

В 2005 году завершается первый пятилетний этап реализации стратегии. Предварительный анализ показывает, что в целом по Свердловской области целевые параметры 2005 года будут не только достигнуты, но и по большинству показателей перевыполнены.

В 2004 году объем ВРП составил 375,1 млрд. рублей с темпом роста около 108% в сопоставимых ценах, в 2005 году мы ожидаем, что ВРП области достигнет 460 млрд. рублей, темп его роста сохранится.

Все более четко в социально-экономическом развитии проявляются элементы «новой экономики». Наиболее активно развивается сфера услуг, возрастает роль и влияние на экономику потребительского рынка, банковского сектора, услуг связи. Хотя, по-прежнему, во многом экономический рост обеспечен за счет промышленного производства. Но и в этом сегменте имеют место прогрессивные структурные сдвиги: активизируется процесс слияния предприятий в холдинговые структуры, расширяется инновационная деятельность.

А главное намеченная задача — поддержание в промышленности устойчивого роста, реализация мер по техническому и технологическому перевооружению предприятий, снижению издержек производства и особенно энергоемкости, повышению конкурентоспособности продукции — в целом реализуется.

С объемом промышленного производства порядка 400 млрд. рублей область устойчиво занимала в 2004 году третье место по объему выпускаемой продукции после Тюменской области (с автономными округами) и Москвы.

В текущем году по объему производства в обрабатывающих отраслях область вышла на второе место, и мы прогнозируем, что к концу 2005 года промышленность превысит объем производства предыдущего года на 28%.

Весомый вклад в решение задачи удвоения экономического роста вносят предприятия черной и цветной металлургии. Эти отрасли выполняют все запланированные параметры.

Сохраняющаяся в этом году конъюнктура мирового рынка металлов способствует стабильному поддержанию высоких темпов роста.

Почти 70% прибыли, получаемой крупными и средними организациями Свердловской области, приходится на горно-металлургический комплекс.

В отрасли поддерживается высокий уровень инновационного развития, внедрение вторичной металлургии, экологически чистых технологий получения металла и увеличение выпуска продукции высокой переработки.

Поддержка областного агропромышленного комплекса всегда была и остается приоритетом Правительства Свердловской области.

В прошлом году были стабилизированы объемы сельскохозяйственного производства, и в текущем году отмечен рост объемов сельскохозяйственного производства.

Безусловно, этому способствовала государственная поддержка сельхозпроизводителей, которая в 2005 году увеличилась в 1,5 раза.

Область и дальше будет вести планомерную работу по укреплению материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, обновлению сельскохозяйственной техники, созданию агрофирм в структуре крупных промышленных объединений.

За последние годы область хорошо продвинулась в сфере торговли и потребительского рынка.

В текущем году по обороту розничной торговли Свердловская область вышла на пятое место среди субъектов Российской Федерации, а среди областей Уральского региона – на первое.

Безусловно, позитивные результаты не могут скрыть тех проблем, которые имеются в экономической сфере, и на решение которых направлены наши усилия. Это и существенный износ основных фондов, несоответствующая мировым стандартам конкурентоспособность отдельных видов продукции, неадекватное развитие инфраструктурных отраслей, дисбаланс между растущими потребностями экономики по энергоснабжению и возможностями областной энергетики.

Несмотря на успешную работу целого ряда машиностроительных предприятий, в целом по области в этом комплексе сохраняется тенденция замедления темпов экономического роста практически во всех видах деятельности. Наиболее сложная ситуация складывается в производстве машин и оборудования и производстве транспортных средств, что обусловлено, в первую очередь, снижением объемов выпуска военной продукции в текущем году.

Серьезные задачи стоят перед предприятиями текстильного и швейного производства и предприятиями по производству пищевых продуктов.

Нам предстоит большая работа и ее результат не может и не должен быть отрицательным. Опыт Свердловской области в управлении социально-экономическим развитием региона показал, что сложившееся партнерство власти, гражданского общества и бизнеса дает дополнительные гарантии успешной реализации намеченных планов.

— Какие отрасли, по Вашему мнению, обладают наибольшим потенциалом развития? Наиболее привлекательны в инвестиционном отношении? Какие меры предстоит предпринять государству в ближайшее время и в отдаленной перспективе?

— На сегодняшний день наибольшим потенциалом развития и высокой инвестиционной привлекательностью обладают следующие отрасли Свердловской области: связь и коммуникации, информационные технологии, транспортно-логистические услуги, торговля, гостиничный бизнес, строительство. Среди отраслей промышленности наиболее инвестиционно привлекательными являются черная и цветная металлургия, промышленность строительных материалов, химическая промышленность, пищевая промышленность.

В этих отраслях на ближайшую перспективу запланированы к реализации крупные инвестиционные проекты.

Программа технического перевооружения и реконструкции ОАО «НТМК» включает в себя завершение реконструкции доменной печи № 5, реконструкцию доменной печи № 3, конвертерного цеха и МНЛЗ № 1-3, 2-й очереди колесобандажного цеха.

ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» планируется реконструкция сортопрокатного производства с инвестициями около 3 млрд. рублей.

На Богословском алюминиевом заводе будет осуществляться строительство электролизного цеха мощностью 300 тыс. тонн алюминия в год.

На Уральском алюминиевом заводе будет проведена реконструкция глиноземного производства с увеличением мощности на 300 тыс. тонн глинозема в год.

В ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения» (город Верхняя Пышма) будет осуществляться создание высокотехнологического производства электровозов постоянного тока нового поколения.

ОАО «Аэропорт «Кольцово» в среднесрочном периоде планирует реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие аэропорта как транспортно-логистического узла (хаба). Среди этих мероприятий необходимо отметить строительство нового терминала для внутренних воздушных линий, реализацию проекта развития аэродромного комплекса.

В городе Екатеринбурге будет осуществляться строительство Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра.

В сфере малого предпринимательства наибольший потенциал развития имеют в обрабатывающих производствах: производство готовых металлических изделий и пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, химическое и швейное производство, издательская и полиграфическая деятельность, а также такие виды экономической деятельности, как транспорт, связь, строительство, оптовая торговля, операции с недвижимым имуществом, куда малые предприятия, преимущественно, направляют инвестиции в основной капитал — эти отрасли и виды деятельности развиваются опережающими темпами.

Для повышения инновационной активности предприятий необходимо принятие Федерального закона «О стимулировании развития инновационной деятельности».

— Удалось ли выполнить задачи, стоявшие при формировании бюджета на 2005 год? Насколько успешно, по Вашему мнению, он был исполнен? Чем объясняется регулярное перевыполнение доходной части в последние годы?

— Главной задачей бюджета 2005 года, являлось сохранение его социальной ориентации, улучшение качества жизни нашего населения. Ключевыми приоритетами нашей бюджетной политики, были: увеличение заработной платы в бюджетной сфере, не менее чем в 1,2 раза, сохранение льгот ветеранам по коммунальным платежам, по бесплатному транспортному проезду, лекарственному обеспечению, финансирование расходов, обеспечивающих учебный процесс, предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплату детских пособий, в связи с передачей на областной уровень финансирования федеральных социальных законов.

Сегодня у нас есть полная уверенность в успешном завершении финансового года. Благодаря высоким финансовым результатам в экономике области, перевыполнены годовые бюджетные назначения по доходам областного бюджета, что позволило увеличить его расходы на 30 процентов.

Перевыполнение доходной части бюджета 2005 года объясняется способностью экономического комплекса области максимально использовать рыночную конъюнктуру. Кроме того, непредсказуемый взлет цен на продукцию металлургического комплекса привел к высоким финансовым результатам в экономике области и дополнительным поступлениям налога на прибыль организаций в 2005 году.

Вместе с тем, Правительство области проводит большую работу по дополнительной мобилизации доходов. Положительные результаты принесло закрепление источников доходов областного бюджета за администраторами — исполнительными органами государственной власти Свердловской области.

— Бюджет на 2006 год Вы охарактеризовали как «Бюджет реформ». Что это значит? Насколько проект бюджета на 2006 год адекватен стоящим задачам? Что пока не удается в него заложить?

— Действительно, бюджет 2006 года является проводником проводимых в стране реформ. Особое внимание уделено реформе местного самоуправления, одной из самых сложных реформ по механизмам реализации. С 1 января 2006 года значительно возрастает самостоятельность местных органов власти по формированию доходной базы собственных бюджетов.

Существенно изменится и система межбюджетного регулирования.

В рамках реализации реформы и в соответствии с Бюджетным посланием Губернатора области в составе областного бюджета предусмотрены такие фонды как областной фонд финансовой поддержки поселений; областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов); областной фонд муниципального развития; областной фонд софинансирования социальных расходов; областной фонд компенсаций.

Кроме того, местным бюджетам в 2006 году будут предоставляться из областного бюджета дотации и субсидии на иные цели.

Всего в проекте закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2006 год» объем финансовой помощи бюджетам других уровней предусмотрен в размере 14,9 млрд. рублей.

С января 2006 года в систему межбюджетных отношений области будут включены закрытые административно-территориальные образования. До 1 января 2006 года бюджеты этих образований формировались особым порядком – доходы, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, зачислялись в бюджеты ЗАТО, и межбюджетные отношения осуществлялись между федеральным уровнем и ЗАТО, минуя областной уровень управления. Исходя из этого на сегодняшний день сложился более высокий уровень бюджетных расходов на одного жителя ЗАТО, чем в среднем по области. В связи с этим, в состав областного бюджета включены, в рамках действующего законодательства, средства на частичное обеспечение повышенного уровня бюджетной обеспеченности закрытых административно-территориальных образований.

Реформа федеративных отношений перераспределяет между уровнями власти и полномочия, и имущество, и финансовые потоки. Из-за передачи полномочий с федерального уровня и перераспределе-ния полномочий между областью и муниципальными образованиями возрастут расходы областного бюджета.

На формирование доходов консолидированного бюджета области прямое влияние оказали изменения налогового законодательства на федеральном уровне, проводимые в рамках налоговой реформы.

К ним относятся:, во-первых, по налогу на прибыль организаций: введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных средств; увеличение с 30% до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы; совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР);

Во-вторых, по акцизам: индексация специфических ставок акцизов на 9% по всем облагаемым товарам;

В-третьих, по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения: увеличение объема дохода, дающего право на переход на упрощенную систему налогообложения с 11 до 15 млн. рублей, и дохода налогоплательщика, превышение которого является основанием для возврата на общий режим налогообложения с 15 до 20 млн. рублей; расширение перечня расходов, учитываемых при исчислении единого налога;

В-четвертых, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: закрепление за местными органами самоуправления полномочий по введению на территории муниципального образования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В-пятых, по имущественным налогам: введение новой главы Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог», в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны устанавливать ставки налога в пределах, указанных Налоговым кодексом, а также порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения; постепенный переход в соответствии с новой главой Налогового кодекса Российской Федерации «О налоге на имущество физических лиц» на рыночную оценку имущества физических лиц; отмена налога на наследуемое имущество.

В рамках проводимой реформы в социальной сфере в бюджете на следующий год предусмотрены необходимые средства на содержание и развитие передаваемых в ведение области и, соответственно, финансируемых из областного бюджета учреждений социальной сферы.

В областном бюджете на 2006 год реализованы поставленные Губернатором области в Бюджетном послании на 2006 год задачи: сформировать областной бюджет бездефицитным, социально-направленным, с ростом заработной платы работникам бюджетной сферы, с увеличением инвестиций в социальную сферу и на ввод жилья.

Кроме того, бюджет сформирован с учетом национальных проектов, провозглашенных Президентом Российской Федерации.

— Комиссия Министерства экономического развития и торговли не одобрила проекты по созданию особых экономических зон, представленные Свердловской областью. Чем это может объясняться? Планируется ли продолжить работу в этом направлении в будущем году?

— От Свердловской области в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации было подано 3 заявки на создание промышленно-производственных особых экономических зон на территории муниципальных образований Верхнесалдинский район, город Заречный и Верхняя Пышма. Всего в конкурсе на создание промышленно-производственных особых экономических зон участвовала 41 заявка. Учитывая, что всего в России будет создано только 2 промышленно-производственные особые экономические зоны, тот факт, что заявки Свердловской области не победили в конкурсе, может объясняться большим количеством претендентов.

Кроме того, итоги конкурса подводились в условиях отсутствия прозрачности: не были объявлены результаты оценки заявок в соответствии с критериями конкурсной документации, не объяснялись причины выбора заявок Липецкой области и Республики Татарстан и их преимущества по сравнению с заявками других регионов на создание промышленно-производственных особых экономических зон. Представители регионов, подавших заявки, не были приглашены на подведение итогов конкурса.

В будущем году, если Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации будет объявлен конкурс на создание особых экономических зон, в Свердловской области планируется осуществлять дальнейшую работу по подготовке заявок на участие в конкурсе. Будет осуществляться подготовка конкурсной документации как по тем зонам, которые были заявлены в 2005 году, так и по новым площадкам. Основное внимание будет уделено подготовке проектов создания технико-внедренческих особых экономических зон.


Другие материалы по теме: