«Областная газета», Тамара Великова пишет: «Встретимся через полгода»

23 декабря 2005 (11:00)

В минувшую среду губернатор Эдуард Россель побывал на Сухоложском крановом заводе. По его словам, несмотря на плотный предновогодний график, он не мог не принять приглашение руководителей района и предприятия. Почему?

Любо-дорого смотреть, как возрождаются старые уральские заводы.

Старые — не обязательно демидовских времен. Сухоложский механический завод (с недавних пор Сухоложский крановый) рожден в 1953 году, но реконструкция сегодня ему бы очень не помешала.

Долгое время коллективу было не до нее. Когда-то в стране существовало только два предприятия, которые делали козловые краны для лесной промышленности, одно из них - СМЗ. Продукция шла нарасхват. В перестройку у лесозаготовителей дела застопорились, и у «крановщиков», соответственно, тоже. Не очень продавались и другие механизмы.

Предприятие акционировалось. Менялись директора, но черная полоса на белую не менялась. Работы не было, зарплата подолгу не выдавалась, люди увольнялись. Завод был объявлен банкротом. Самостоятельно ему бы век не подняться.

Но загнуться не дали. Полгода назад у СМЗ появился новый хозяин — группа предприятий «Уралкран» из Челябинска. Перво-наперво он дал приемышу новое имя — Сухоложский крановый завод. Потом накормил: зарплату стали платить дважды в месяц, причем, постепенно выплачивают и долги старого руководства. Затем одел. В буквальном смысле — в новую спецодежду, в переносном — начал реконструкцию.

И, наконец, дал в руки дело. Конструкторы Уралкрана разработали, а рабочие СКЗ за два с половиной месяца соорудили опытный образец мостового крана грузоподъемностью 20 тонн. На первый взгляд, обычный кран, таких много в любых заводских цехах. Но это для непосвященного. Этот мостовой кран не требует сварки при монтаже, что в какой-то степени снимает проблему поиска аттестованных сварщиков — очень нужной на заводе профессии. На новой модели предусмотрено электронное управление (кресло-пульт). Эти и другие технологические особенности делают кран востребованным на рынке, и заказы уже есть.

Другая новая для завода продукция — полуприцепы-контейнеровозы. «Когда наши первые полуприцепы уходили в Миасс, душа радовалась. Говорят, и на Камчатке они приглянулись», — казалось бы, мимоходом, но с видимой гордостью рассказывал мне Андрей Косых, работающий в охране предприятия.

Чтобы не заблудились, ему было поручено проводить нас в цех, а обязанности гида мужчина взял на себя добровольно. Он и поведал нам о прошлом завода, его былых трудностях, новых хозяевах, их обещании повысить зарплату. И о душевной радости людей, когда они видят плод своего труда, востребованный другими людьми.

Ярко-синий кран ждал высоких гостей вверху, огромные желто-черные грузозахватные механизмы и серые полуприцепы выстроились, как на выставке, внизу. Группа рабочих, стоя за красной ленточкой, тихо переговаривалась, женщины ворчали: «Не так поставили технику, надо было в ряд. Он зайдет — а она вся на виду».

Губернатор зашел не один. Его сопровождали министр промышленности, энергетики и науки Владимир Молчанов, мэр Сухого Лога Анатолий Быков, учредители Уралкрана, его директора, директор СКЗ Виктор Маценко. Как водится, Э.Россель попросил работников подойти поближе («вы хозяева, а мы гости») и начался... даже не митинг, а просто разговор.

А.Быков не скрывал своей радости. «Мы обещали, что вас не бросим, не дадим заводу погибнуть — мы сдержали слово», — положил он начало разговору. Его поддержал губернатор. Он посетовал, что поиски доброго хозяина для завода затянулись, но помогли земляки-уральцы из Челябинска. Это солидная фирма, и видно, что за дело взялась всерьез. Россель был бы не Россель, если бы от одного становящегося на ноги предприятия не перешел к обобщению и перспективам крепко стоящей на ногах Свердловской области. Он сказал, что за пять лет (точка отсчета 2000 год) область увеличила мощность в промышленности в полтора раза. «Этот задел позволит нам к 2010 году выполнить задачу, поставленную президентом Владимиром Владимировичем Путиным, об удвоении валового внутреннего продукта в стране. С такими темпами в нашей области мы увеличим ВВП в два с половиной раза. Поверьте, в России не так много областей, которые выполняют эту задачу», —сказал руководитель области.

Директор завода Виктор Маценко волновался, как никогда. Еще до приезда высоких гостей его фигура так и мелькала в разных уголках цеха. Некогда ему было даже поговорить с журналистами. Выступая перед рабочими, он нарисовал перспективы завода. От штучного производства мостовых кранов в 2006 году он перейдет к массовому: их будет сделано больше пятидесяти. В 2007-м — уже 120. Сегодня это очень востребованная в стране продукция. Снова начнут делать козловые краны, их ждут лесопромышленники. Но уже не старые модели, а модернизированные.

Делегация ходила по цеху, и чаще других комментарии давал один из учредителей ОАО «Уралкран» Сергей Марчук. Когда губернатор заметил, что уже видна в старых стенах новая «начинка», С.Марчук пригласил главу области приехать через полгода, когда и стены будут новые. На том и порешили.


Другие материалы по теме: