Михаил Синёв: Сеть МТС построена с запасом качества

27 декабря 2005 (13:00)

технический директор МТС в Екатеринбурге Михаил СинёвНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил технический директор МТС в Екатеринбурге Михаил Синёв.

— Михаил Владимирович, каковы итоги развития сети МТС в Свердловской области в 2005 году? Можете ли Вы озвучить количественные показатели роста числа базовых станций?

— Согласно плану развития сети МТС на 2005 год, мы должны были ввести в эксплуатацию 89 новых технологических площадок, на которых будет размещено оборудование для базовых станций стандарта GSM. На данный момент этот план выполнен полностью. Более того, по итогам года он будет существенно перевыполнен: с учетом дополнительного задания, полученного нами в течение года, к 31 декабря мы планируем ввести в эксплуатацию порядка 100 новых площадок.

Одновременно ведется большая работа по модернизации уже существующих площадок, замене устаревающего оборудования на более современное. В основном, эта работа проходит в крупных населенных пунктах, где возникает необходимость увеличивать номерную емкость и качество услуг связи. Всего за 2005 год нами было модернизировано 53 площадки.

Всего на данный момент в Свердловской области функционирует порядка 330 наших технологических площадок, 153 из них находятся в Екатеринбурге. Это достаточно серьезный результат, благодаря которому мы можем говорить о том, что на сегодняшний день в зону покрытия сотовой связи компании МТС входят территории, на которых сосредоточена основная часть населения Свердловской области и практически все её промышленные предприятия.

То качество связи, с которым мы подошли к началу 2006 года, позволяет уверенно смотреть в будущее. Сейчас мы выстроили на территории области мощную сеть, технические характеристики которой даже опережают те требования, которые предъявляют к ней существующие условия эксплуатации и абонентская база. Мы не только можем предоставить всем нашим абонентам гарантированное качество связи, но и имеем определенный задел для роста, свободные мощности, которые будут освоены за счет увеличения числа абонентов.

— Какие направления развития сети являются для компании наиболее важными?

— Таких направлений несколько. С одной стороны, это улучшение качества связи в тех районах, где МТС присутствует достаточно давно. Прежде всего — это крупные населенные пункты, такие как Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск и Каменск-Уральский. Поставленная задача решается как посредством увеличения числа технологических площадок и базовых станций (более половины всех новых станций, установленных в этом году, расположены в уже освоенных МТС районах), так и через модернизацию уже существующего оборудования. Одним из направлений такой технической модернизации является ведение второго диапазона: к GSM 900 прибавляется GSM 1800, что позволяет значительно увеличить количество телефонов, одновременно обслуживаемых одной базовой станцией. В этом направлении нам также удалось достичь значительных результатов: так, в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменск-Уральском в двойном диапазоне работает 99% наших станций. В ряде областных городов существует смешанная картина, есть и одно и двухдиапазонные площадки, но в целом по области число последних приближается к 60%.

Второй вектор, определяющий направление нашей работы — это улучшение качества связи на основных магистралях, связывающих между собой крупные города области, а также Екатеринбург с соседними областными центрами — Пермью, Челябинском, Тюменью, Курганом. К этому же направлению следует отнести и установку базовых станций в екатеринбургском метрополитене. В этом году нами были установлены новые технологические площадки практически на всех важнейших направлениях, что позволило закрыть практически все «слепые пятна» и обеспечить бесперебойную связь на всем протяжении основных федеральных трасс.

Следует отметить, что на данные станции приходится относительно небольшая доля голосового трафика, и сами по себе они большой прибыли компании не приносят, скорее это имиджевый момент. Тем не менее, данному направлению развития сети мы уделяем очень больше внимание, точно так же, как большое внимание ему уделяют и потенциальные абоненты, выбирая с какой компанией заключить договор на обслуживание. Связь на федеральных трассах и в метро — это наше существенное конкурентное преимущество.

Третье направление — это выход на новые территории, включение в зону покрытия населенных пунктов, где мы ранее не присутствовали. За 2005 годы нами было создано несколько новых технологических площадок в таких населенных пунктах как Новоуткинск, Михайловск, Дружинино, Курганово, Дубровский, Байкалово, Туринская слобода, Верхняя Синячиха, Горноуральский, Николо-Павловск, Лобва, Самоцвет, Новая Ляля, Ивдель, Сарга, Арти, Свободный, Рефтинский, малышево, Клиновское, Баранчинский, Бисерть.

— Чем руководствуется компания, когда принимает решение об установке базовой станции в том или ином населенном пункте?

— Существует несколько причин. Самая очевидная из них — это технологическая необходимость установки станции в том месте, где уже существует большое количество абонентов, а действующего оборудования либо недостаточно для того, чтобы удовлетворить их всех, либо вообще нет. Последнее может относиться, например, к популярным местам отдыха — санаториям, горнолыжным курортам, коллективным садам и так далее. В этом случае техническая служба МТС выявляет такие места, производит анализ статистических данных загрузки оборудования на ближайших станциях, и на основании этого принимается решение о необходимости возведения новых технологических площадок.

Вторая причина — это пожелания наших корпоративных клиентов, которые, в силу тех или иных условий хотят обеспечить сотовой связью определенную территорию. В этом случае план и техническое задание нам спускает маркетинговая служба. Мы рассматриваем потребности клиента и устанавливаем соответствующее оборудование.

— Какие планы у компании существуют в области увеличения зоны радиопокрытия МТС, какие направления являются в этом смысле наиболее перспективными?

— Основной тенденцией, определяющей развитие сотовой связи в ближайшей перспективе, будет прекращение эпохи взрывообразного роста, когда абонентская база, а, следовательно, и нагрузка на сеть, могла увеличиваться в 2-3 раза в год. Основная конкурентная борьба между операторами сотовой связи идёт теперь не за подключение новых абонентов, а за передел уже существующих абонентских баз. И главным козырем в этой борьбе становится качество предоставляемых услуг и их разнообразие.

Именно в этом направлении идет сейчас совершенствование нашей сети: мы стараемся сделать её максимально отвечающей интересам наших абонентов. Одним из направлений работы является устранение неточностей, возникших на стадии планирования сети, улучшение покрытия в тех районах, где это необходимо. Корректировка, некое обратное воздействие на проблемы, возникающие в системе — все это необходимо. Одновременно происходит географическое расширение зоны уверенного приема. Оба этих направления будут для нас приоритетными и в будущем.

— Какие нововведения могут ожидать клиенты МТС в следующем году? Будут ли запущены новые сервисы, новые услуги?

— В 2005 году основным направлением внедрения новых технологических продуктов для нас стал запуск на территории Свердловской области услуги GPRS. В тестовую эксплуатацию она была пущена еще в 2004 году, пользователям стала доступна 1 апреля 2005 года. Пуск новой услуги был проведен успешно, сейчас она доступна всем абонентам сети МТС в Свердловской области. Это большое достижение, которое стало возможно благодаря расширению нашей технологической базы, установке дополнительного оборудования практически на всех технологических площадках области. Сейчас завершается процесс интеграции системы GPRS во всех филиалах МТС, входящих в макро-регион «Урал».

Сейчас на стадии внедрения у нас находится целый ряд новых интересных платформ и связанных с ними услуг, таких как Ring Back Melody, платформа FMC, которая позволяет соединить офисную АТС предприятия — корпоративного абонента напрямую с коммутатором МТС. Также в 2006 году будет запущена в эксплуатацию система передачи данных ЕDGE, мы уже практически завершили подготовительные работы по её реализации. Это технология высокоскоростной передачи данных, если угодно — расширенная версия GPRS, которая может применяться как для передачи голосового трафика, так и для иных данных.

— Известно, что на новогоднюю ночь приходится пик нагрузки на узлы связи сотовых операторов. Как компания МТС готовится к борьбе с подобной перегрузкой в этом году?

— Для любой сети телефонной связи, как мобильной так и стационарной, и в России, и за рубежом, Новый год — это некоторая проверка на прочность и экзамен, на котором испытанию подвергается квалификация специалистов и построенной ими системы. Перегрузки в это время неизбежны, а строительство системы, способной их выдерживать — просто не целесообразно, так как её мощности будут простаивать большую часть года.

Как правило, подготовка к Новому году начинается 2 января года предыдущего. Ежегодно разрабатываются и внедряются целые программы, созданные исключительно ради этого праздника, для того, чтобы в ночь на 1 января выполнить две основные задачи: не развалить систему в целом и обеспечить максимально возможного количества абонентов услугами связи. Можно сказать, что с реализацией первой задачи мы справились в 2002-2003 годах. Исполнение второй — это довольно масштабный процесс, начинающийся на этапе проектирования и строительства системы связи,

Если строить прогнозы на будущее, то, анализирую опыт предыдущих лет, я могу заявить, что в новогоднюю ночь сеть МТС должна показать себя достаточно хорошо. В принципе, уже прошлый праздник прошел без особых проблем, определенные проблемы с дозвоном существовали всего 2-2,5 часа. За прошедший год квалификация наших специалистов стала ещё выше, технологическая оснащенность улучшилась, нам стал доступен опыт нашего корпоративного центра, который оказывает техническую поддержку, так что есть все предпосылки для нормальной встречи Нового года. Тем не менее, хочу повторить свою любимую фразу о том, что близких и любимых людей лучше поздравлять лично, а не по телефону.


Другие материалы по теме: