«Областная газета», Николай Белков пишет: «Многие задачи решены, впереди — новые»

28 декабря 2005 (11:00)

В конце декабря областному министерству по управлению госимуществом (МУГИСО) исполняется 15 лет. Это не просто определенная дата в истории одного из структурных подразделений областного правительства. Это своеобразная веха в реформировании отечественного общественного устройства в рыночных условиях.

В начале 90-х годов МУГИСО (первоначально — Свердловский областной комитет по управлению государственным имуществом) создавался как орган приватизации, разгосударствления экономики. Сегодня есть повод заглянуть в прошлое и будущее организации. Слово бывшим и нынешним руководителям областного Мингосимущества.

—Российскую приватизацию сами граждане страны не очень жалуют, — считает первый (с 1991 по 1993 годы) председатель Свердловского областного комитета по управлению госимуществом Владимир Соколов. — И тому есть причины. К сожалению, за годы демократических преобразований, перехода к рынку многое из намечавшегося к реформированию в экономике осталось незавершенным. Некоторые аналитики даже утверждают, что именно избранный способ осуществления реформ в России, ядром которых явилась быстрая и почти тотальная приватизация, и вносит в структуру сегодняшних экономических и социальных отношений в России небывалые и трудноустранимые искажения.

В то же время сегодня редко упоминается тот факт, что приватизация носила заявительный характер. К концу 1991 года на органы приватизации реже «давили» руководители и значительно чаще — трудовые коллективы. Они требовали рассмотреть заявки на приватизацию и принять решения, предусмотренные законодательством.

Чего нам в те годы хотелось более всего? Большого числа приватизированных предприятий? Может быть, поскольку мы все понимали, что идет революционное преобразование общества, и оно должно совершаться быстро и без возврата к экономическому «базису» прежней тоталитарной системы.

Какой результат был нужен? Мы отчитывались и за число приватизированных предприятий, и за количество приватизационных чеков, собранных на аукционах. Но главную цель мы ставили такую, чтобы по итогам выполненной работы в будущем никто и никогда не смог опротестовать те права, что возникли у новых собственников в ходе приватизации. Время доказало, что нам это удалось.

С февраля 1994 года по декабрь 1995-го комитет возглавлял Владимир Ваулин (ныне руководитель Управления федерального казначейства по Свердловской области). Он вспоминает:

—Тогда практически отсутствовала правовая база. Вопрос решался следующим образом: приглашали в Москву наиболее «продвинутых» специалистов из региональных комитетов, в том числе и нашего. Их там закрывали на какой-нибудь правительственной даче, никуда не выпускали, и они готовили проекты документов. Так появился закон о приватизации, государственная программа приватизации.

Приватизировали все. Не делили на большие и малые предприятия. Позже процесс стал регулироваться законодательно. К примеру, судьбу Уралмаша решало уже правительство России.

В целом идея чековой приватизации отразила то, что было тогда в стране: огромное количество совершенно безграмотного в экономическом плане населения. «Ваучеризация всей страны» шла спонтанно, лавинообразно.

Это сейчас понятно, что лучше бы приватизация шла спокойно. Не путем растаскивания госсектора, вырывания «лакомых кусков», а предоставлением льгот частному сектору. И только потом следовало применять приватизацию, как один из методов санации предприятий-банкротов.

—В период моей работы в комитете активно проводилась политика разгосударствления собственности и увеличения значимости частного сектора, — делится своими воспоминаниями депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Александр Бурков (возглавлял комитет в 1995 -1998 годах). Также комитет определил приоритетным направлением повышение эффективности использования государственной собственности. Мы начали с ее инвентаризации и вместе с Областной Думой разработали областной закон «Об управлении государственной собственностью Свердловской области».

В то же время сотрудники осваивали новую для себя деятельность, связанную с участием в управлении предприятиями с государственной долей собственности. Работая в составе советов директоров различных акционерных обществ, они решали сложные финансовые, экономические и управленческие задачи.

Заведующий секретариатом губернатора Свердловской области, заведующий кафедрой «Энергосбережение» УГТУ-УПИ, доктор экономических наук, профессор Николай Данилов (исполнял обязанности министра по управлению госимуществом в 1998-2000 годах) полагает, что в экономике нельзя поддаваться моде:

—В 1998-1999 годах появилась мода на банкротство. Москва упрекала, что мы мало занимаемся банкротством. Своеобразное соревнование шло между регионами, кто больше предприятий обанкротит. Дальнейшая судьба производства никого не интересовала. Приходилось спорить, убеждать: «Надо спасать заводы. Они же наши кормильцы».

Слава Богу, что тогда не поддались этой моде. Сегодня мы знаем, сколько случаев искусственного применения банкротства в итоге обернулось безвозвратной потерей предприятий. Констатирую с чистой совестью, что мы честно пытались сохранить региональную промышленность на плаву.

Вениамин Голубицкий руководил министерством в 2000-2003 годах. Сменились приоритеты. Не приватизация, а воспроизводство государственной собственности становилось главным направлением в работе. Искали пути повышения доходности от управления имуществом. Основные доходы стали получать за счет обременения, эффективного использования госсобственности путем заключения договоров аренды имущества, зданий, сооружений, за счет отчислений от прибыли областных унитарных предприятий, дивидендов от акций.

—В эти годы внедрено множество принципиальных новшеств, — вспоминает Вениамин Максович. — В нашей области разработаны и приняты основные законодательные акты, регулирующие имущественные отношения: законы об управлении госсобственностью, о казне Свердловской области, ежегодные программы по управлению государственным имуществом и другие нормативные акты. Эти документы заложили крепкую основу, регламентирующую процессы в столь сложной управленческой сфере, и сделали процедуры принятия решений понятными и достаточно прозрачными.

Министерство стало активно использовать еще один чрезвычайно важный для государства ресурс — права на землю. Начинали с нуля: создали специальное направление в рамках министерства, разработали и приняли в тесном контакте с правительством области и депутатами Законодательного Собрания нормативные акты, регулирующие и регламентирующие земельные отношения, много сделали по разграничению прав на землю. Удалось в разы увеличить доходы бюджетов всех уровней от использования земли.

С ноября 2003 года МУГИСО возглавляет Алексей Молотков. Он начал со статистики:

—Лучшим свидетельством эффективности работы коллектива министерства служат цифры доходов областного бюджета. Плановое задание 2004 года было перевыполнено: вместо 773 222 тысяч рублей бюджет пополнился 851 543 тысячами рублей. Еще не завершен 2005 год, а план уже традиционно перевыполняется. Доходы областного бюджета от использования и приватизации государственного имущества превысили миллиардный рубеж.

.Завершили государственную кадастровую оценку земель на территории области. В муниципальных образованиях приняты новые ставки земельного налога, а налоговые органы получили полную информацию по земельным участкам. Этот успех явился причиной того, что Свердловская область в числе немногих субъектов федерации включена в федеральный пилотный проект по созданию единого кадастра земли и недвижимости с выделением дополнительных средств из федерального бюджета.

В текущем году много занимались перераспределением имущества между уровнями власти. В результате принятых областным правительством решений из региональной собственности в муниципальную передаются 972 объекта недвижимости, одно государственное областное учреждение. А из муниципальной собственности в региональную переходят 2949 объектов муниципальной казны и 405 муниципальных учреждений.

Губернатор и правительство области ставят перед МУГИСО все новые задачи. Например, вовлечение в оборот земель сельхозназначения, брошенного и бесхозного имущества.

Решение подобных задач по плечу нашим высококлассным специалистам, которые относятся к своему делу по-государственному.


Другие материалы по теме: