«Уральский рабочий», Игнат Ребров пишет: «Горючее для инфляции. В 2006 году с ростом цены на бензин может появиться и его дефицит»

19 января 2006 (10:54)

После прошлогоднего «осеннего заморозка», когда вертикально-интегрированные корпорации, контролирующие рынок нефтепродуктов, остановили рост цен на наиболее популярные виды автомобильного топлива, стоимость бензина вновь начала увеличиваться. Этот процесс заметен на территориях, не обладающих сырьевой базой и удаленных от нефтеперерабатывающих предприятий. В средней полосе России и Приморье на АЗС в январе уже сменились ценники — топливо вздорожало на 10 — 20 копеек за литр. По оценкам экспертов, к весне бензин подорожает как минимум на 10%.

Мораторий закончился

Несомненно, бензин продукт социально значимый и ценообразующий. Немудрено, что после прогнозируемого прошлогоднего летнего всплеска стоимости топлива, когда цены на бензин достигли психологически пикового уровня, государственные органы сделали все, чтобы приостановить процесс. И 19 сентября 2005 года произошла знаковая встреча руководства 9 ведущих российских нефтекомпаний с министром энергетики и промышленности. Договорившиеся стороны плавно «заморозили» ценники.

Стоит отметить, что «хозяева нефтерынка» сделали это не только своевременно, но и с изрядной выгодой для себя. Поскольку сложившийся, к сентябрю уровень цен даже в «замороженном» виде был выгоден. К тому же вскоре после объявления «моратория» мировые цены на нефть немного снизились — биржевая паника, связанная с ураганными катастрофами в США, начала спадать. На российском рынке начали снижаться оптовые цены на горючее — это было связано с сезонным падением спроса. Причем снижение оптовых цен было весьма существенным — с сентября по январь нынешнего года более чем на 20%. И сложившаяся маржа при реализации топлива в розницу позволяла держать цены несколько месяцев.

Согласно данным Росстата, в 2005 году средние цены на бензин выросли всего лишь на 16%. А независимые эксперты подсчитали, что реальный рост цен на топливо составил около 22%. По данным исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергеенко, в Москве в 2005 году розничные цены на дизельное топливо выросли на 25,4%, бензин марки А-80 подорожал на 18,2%, Аи-92 — на 22%, Аи-95 — на 20,6%. В целом по России повышение цен на топливо было аналогичным, уверен эксперт.

Как ни странно, но даже в условиях моратория рост розничных цен продолжался — если в среднем по России сентябрьские цены на АИ-92 составляли 16,24 рубля за литр, то к концу декабря они выросли до 16,8 рубля за литр. Эксперты объясняют это интересами непосредственных владельцев бензозаправок и налоговой политикой отдельных муниципалитетов. Рост цен на бензин напрямую подстегнул и увеличение стоимости проезда в общественном транспорте (15,8%) и косвенно — продуктов питания. Мясо подорожало на 18,6%, фрукты и овощи — на 13,3%, а молоко — на 10,5%.

Согласившись на условный ценовой мораторий, нефтяники надеялись, что федеральное правительство изменит систему налогообложения и «отвяжет» налог на добычу полезных ископаемых от цены на нефть. Правительство их надежд не оправдало.

С 1 января истек срок действия «нефтяно-правительственной» договоренности. Сейчас нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие структуры никаких моральных обязательств перед правительством не несут.

После «заморозка»

По прогнозам экспертов, цены на бензин и дизельное топливо активно начнут расти с наступлением весны. Не исключено, что в первые месяцы года стоимость бензина и дизельного топлива останется на старом уровне. В течение года рост цен ожидается не менее чем на 10% — таковы самые оптимистичные расклады. Пессимисты считают, что 15% — и это не среднегодовой предел.

На формирование цены будут сказываться те же факторы, что сказывались и в течение двух прошлых лет. То есть дальнейшую динамику бензинового рынка будут определять два фактора: мировые цены и таможенные пошлины. Но стоит учитывать, что в 2005 году нефть стартовала с $35 за баррель, а в нынешнем — с $58. Уже это становится предлогом к значительному увеличению стоимости топлива на внутреннем рынке. Вероятно, что может произойти и очередной всплеск мировых цен ввиду сомнительной ситуации вокруг стран-нефтеэкспортеров — например, Ирана.

Поскольку мировые цены с начала 2006 года медленно пошли вверх, государство увеличит налог на добычу полезных ископаемых. Аналитики нефтяного рынка называют этот налог основным фактором увеличения конечной стоимости литра бензина на отдельной взятой российской бензозаправке.

Добавился и еще один фактор — в России ежегодно увеличивается автомобильный парк. Естественно, увеличение числа автомобилей влияет на топливный спрос.

Сдерживать рост стоимости бензина на АЗС могут лишь органы власти. Возможно, изменением схемы налогообложения, переговорными процессами или жесткими директивами.

Всем стоять!

Ко всем этим невзгодам добавилась еще одна угроза — вероятность дефицита бензина на внутреннем рынке. Большая часть «свежеприобретаемых» моделей. потребляют АИ-95. При этом мощности действующих нефтеперерабатывающих предприятий ограничены. Дело в том, что проектировались и строились НПЗ во времена советские, с учетом советских же потребностей. Часть предприятий нефтепереработки разрушена — это заводы в Грозном, часть осталась на территории отделившихся от России республик. И сейчас, по оценке экспертов, хотя первичный объем переработки нефти в России растет достаточно серьезно, но собственно производство бензина (уже вторичный процесс) практически достигло своего предела.

Мощности по производству бензина загружены на 90—95 процентов. Фактически без инноваций и инвестиций в производство, без строительства новых НПЗ дальнейший рост производства бензина невозможен. Оборудование действующих предприятий устарело и не соответствует мировым технологиям. Например, в России из одной тонны нефти сейчас выходит 470 литров светлых продуктов, в то время как в среднем по миру — около 700 литров.

По подсчетам специалистов уже через пару лет производство бензина будет полностью соответствовать объемам спроса, а высококачественного топлива будет уже не хватать. А уже к 2010 году вероятен даже импорт бензина. Естественно, по мировым ценам. Каков будет к тому времени курс доллара или евро - прогнозировать сложно, но стоимость литра бензина на АЗС будет не менее 45 рублей. И это в случае самого благоприятного развития событий.


Другие материалы по теме: