«Коммерсантъ», Татьяна Шушакова, Лариса Рычкова пишут: «Тюменские производители не понимают по-немецки. Они не хотят работать с Metro Cash & Carry по западным стандартам»

9 февраля 2006 (11:00)

Вчера начальник управления по потребительскому рынку тюменской администрации Анатолий Канов заявил «Ъ», что немецкий ритейлер не выполняет свох обещаний по сотрудничеству с максимальным количеством местных товаропроизводителей. По его словам, если городские власти не найдут компромисс с Metro Cash & Carry в этом вопросе, им придется применить административный ресурс. Немецкий ритейлер, со своей стороны, считает, что мэрия напрасно паникует.

Как рассказал «Ъ» господин Канов, в Тюмени слабо развит продовольственный ритейл, поэтому местные власти приветствуют экспансию в город инорегиональных розничных компаний. Однако, отметил он, внешним операторам ставится ряд условий. Во-первых, предприятие должно быть зарегистрировано в Тюмени, чтобы налоговые отчисления поступали в местный бюджет. Во-вторых, экспант должен создавать новые рабочие места с хорошей заработной платой. И, в-третьих, обязательным требованием является заключение договора о поставках с местными предприятиями пищевой и алкогольной промышленности. «Последнее условие Metro не выполняет. В настоящее время немецкая компания заключила договоры с единицами наших товаропроизводителей (всего в Тюмени работают около 20 предприятий пищевой и алкогольной промышленности. — «Ъ»). Для них созданы такие жесткие условия, что создается впечатление, будто немецкий ритейлер не желает с региональными производителями работать», — поделился наблюдениями господин Канов. Он также сообщил, что в настоящее время мэрия Тюмени «ведет активный и жесткий диалог с Metro Cash & Carry». «Если компромисс не будет найден, мы применим административный ресурс», — заявил начальник управления по потребительскому рынку. Правда, методы административного давления он отказался назвать. А источник «Ъ» в администрации Тюмени отметил, что городские власти, например, могут препятствовать Metro в дальнейшем освоении местного рынка — строительстве новых магазинов, создании логистического центра, о чем ранее заявляла немецкая компания.

Слова господина Канова поддерживают и тюменские производители. Так, первый заместитель генерального директора ЗАО «Кристалл» (производство питьевой воды) Андрей Насыров сообщил «Ъ»: «Мы отказались заключать договор с Metro, так как посчитали это экономически нецелесообразным. Из-за жестких требований сотрудничество с этой компанией может принести нам только убытки». Как рассказали участники тюменского рынка, первоначальный взнос для поставщиков за предоставление места в магазине Metro Cash & Carry только одного наименования продукции составляет от 1,5-2 тыс. евро. Кроме того, по условиям договора за просрочку доставки производитель должен заплатить штраф в сумме не менее 400 евро.

Несмотря на это, ЗАО «Племзавод — Юбилейный» (производитель мясных изделий) все-таки начал сотрудничать с немецким ритейлером. Как рассказал генеральный директор предприятия Николай Мамонтов, племзавод был вынужден согласиться с условиями Metro, так как предприятию необходимо расширять рынки сбыта.

Между тем руководители Metro Cash & Carry считают, что администрация Тюмени напрасно паникует из-за несоблюдения договоренностей. «Мы начали работать в городе только 3 месяца назад. Из-за огромного расстояния, суровых климатических условий в регионе, перебоев с электроснабжением в нашем местном торговом центре, процесс налаживания деловых отношений с тюменскими производителями затянулся», — посетовала руководитель отдела правительственных и внешних связей Metro Cash & Carry Инна Вожик. Она добавила, что заключение договоров с местными поставщиками лишь вопрос времени, и эту проблему руководители Metro Cash & Carry надеются урегулировать 15 февраля на встрече с мэром Тюмени Сергеем Сметанюком.

А в региональном правительстве проблему видят в недостаточной информированности местных производителей. «Специалисты областного департамента агропромышленного комплекса заранее не проинформировали пищевиков о западных стандартах торговли», — считает директор департамента стратегического планирования Тюменской области Владимир Сысоев.


Другие материалы по теме: