«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Счётчик для прокурора»

10 февраля 2006 (10:56)

Статистика ужасающая: в 2005 году в России не раскрыто более 1 млн. 658 тыс. преступлений (на треть больше, чем в 2004-м!), из них свыше 5 тыс. -умышленные убийства; ушли от правосудия 27 тыс. (каждый второй!) из тех, кто совершил другие деяния по разряду особо тяжких. Вдумайтесь и в другую цифру: ежегодно правоохранительные органы не могут установить судьбу более чем 70 тыс. россиян, пропавших без вести.

Эти данные обнародованы на днях на коллегии Генпрокуратуры, и изумлённая общественность пребывает в шоке: за год в стране совершено 3,5 млн. преступлений! Получается — по преступлению чуть ли не на каждые 40 россиян. Учитывая, что преступления часто совершаются группами и часто потерпевших несколько, то в кругу общения каждого из нас ежегодно кто-то страдает от преступления или... совершает его.

Причём, вы понимаете, это только деяния зарегистрированные. Сколько осталось за бортом официальной статистики, можно лишь предположить, но счёт там явно на сотни тысяч.

Сетовать на недостаточную эффективность правоохранителей и связывать с этим рост преступности резон, конечно, есть. Не пойман — не вор, а значит, снова можно идти «на дело». Впрочем, прокуроры и сами не отрицают упущений в своей деятельности; резервы, говорят они, у надзорных органов имеются. Генпрокурор даже обнажил вопиющие случаи формализма, проявленные его подчинёнными. В одном из федеральных округов за это в дисциплинарном порядке наказали 124 сотрудника прокуратуры, а четырёх прокуроров городов-районов от должностей освободили.

Но давайте задумаемся: достаёт ли в принципе у прокуратуры сил и туда ли эти силы направлены? Прокурор Свердловской области не так давно назвал кадровый вопрос одной из главных проблем прокуратуры региона, и руководство ведомства занимается сейчас этим в первоочередном порядке. Требования к сотруднику прокуратуры — ум, образованность, принципиальность — предъявляются сверхсерьёзные, а зарплата там не такая уж и великая.

И на этом фоне огромную тревогу вызывают вскрытые факты, что те сотрудники прокуратуры, которые есть, частенько вынуждены заниматься пустяками и наветами. «BE» по этому поводу высказывалась неоднократно. Мы писали и о пачках пустопорожних депутатских запросов, которые поступают, в том числе и в прокуратуру, из канцелярии депутата ГД Ройзмана, и о запросах по поводу своей мамы депутата Гордумы Хабибуллина.

Недавно была поставлена точка в ещё одном «деле», которое инициировала счётная палата Гордумы своими подозрениями в отношении приватизации, якобы за взятки проведённой сотрудниками Екатеринбургского комитета по управлению государственным имуществом (ЕКУГИ). Позади почти год (!) работы следственной бригады прокуратуры Ленинского района, который они потратили в итоге на восстановление доброго имени людей. Хорошее дело, конечно, но если бы правоохранители не занимались проверкой дутых подозрений, то могли бы за это время несколько настоящих преступников изловить...

Закон даёт право каждому обратиться в прокуратуру. Особым статусом наделены обращения народных избранников. Это хорошо, это правильно, иначе законность и интересы граждан не обеспечить. Но безответственное или преступное использование этих прав и полномочий наносит мощнейший урон обществу. Пожалуй, пора подумать над ответственностью для тех, кто направляет в прокурорские органы досужие фантазии или откровенный вымысел. Когда без причины человек вызывает «скорую» или «01», он платит штраф и компенсирует расходы экстренных служб. Так и тут: если бы ройзманы, хабибуллины и бажины оплачивали пустую работу прокурорских работников по их запросам — глядишь, призадумывались бы, прежде чем писать.


Другие материалы по теме: