Международное финансирование и возможности развития малого бизнеса в России

Одним из основных источников заемных средств для российского малого бизнеса остаются международные финансовые институты.

Одной из проблем, на протяжении последних пятнадцати лет сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса в России, является недостаток инвестиций в развитие экономики, в первую очередь — её реального сектора. В таком динамично развивающемся регионе России как Свердловская область эта нехватка ощущается особенно резко. Напряженность экономической жизни страны, если измерять ее количеством ежедневно запускаемых бизнес-проектов, вплотную приближается к западным стандартам, тогда как основной источник финансовых средств для развития малого и среднего бизнеса — банковские кредиты — не могут удовлетворить растущего спроса на инвестиции. В результате финансовая поддержка новых экономических инициатив, особенно не связанных с добывающей отраслью и осуществляемых предприятиями местного и регионального значения, порой оказывается мизерной. Ежемесячно открываются десятки новых малых предприятий, но до 70% этих предприятий закрывается в течение первых 5 лет работы, в частности, из-за невозможности взять кредит. Те же, кто остается, зачастую теряют конкурентоспособность в силу невозможности обновлять оборудование и технологии.

Как известно, наибольшее количество денег находится под контролем западных инвесторов. Естественно поэтому, что на Западе кредиты стоят дешевле, чем в России, и получить их легче. Кредитование малого бизнеса в России является в разы более прибыльным занятием, при условии, что подавляющее большинство выданных предпринимателям средств возвращается вовремя. Это условие и составляет основную проблему для западных инвесторов. Высокие, по международным меркам, риски вложений в российский бизнес общеизвестны.

международное финансирование

Решения отмеченной основной проблемы, конечно, имеются, более того, разные варианты этих решений сосуществуют в рамках различных международных программ поддержки частного сектора российской экономики. Система этих программ в целом сложилась к середине 1990-х гг. Если не учитывать фонды, содействующие развитию кредитной кооперации, то в настоящее время наиболее важными узлами этой системы являются Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), фонд «США — Россия» (TUSRIF), Международная финансовая корпорация (IFC) и Агентство международного развития (USAID). Определенный вклад в поддержку российского малого бизнеса вносят также собственные специализированные кредитные программы действующих в России иностранных банков.

Осуществляемые этими организациями меры по поддержке малого бизнеса в России многообразны. Но, как правило, эти меры не предполагают прямого кредитования небольших российских компаний местного и регионального значения или допускают такое кредитование лишь в исключительных случаях. Чаще всего финансовая поддержка оказывается через банки-посредники, взаимодействие с которыми осуществляется напрямую или через созданную в России структуру. Например, ЕБРР осуществляет свою программу в России через созданный им Фонд поддержки малого бизнеса, TUSRIF взаимодействует с банками-партнерами через управляющую компанию «Дельта Капитал» (Delta Capital Management).

Наиболее эффективной мерой косвенной поддержки эксперты считают предоставление банкам-партнерам целевых кредитов на кредитование малых компаний. Эта форма сотрудничества с российскими банками применяется почти всеми основными участниками системы международного финансирования. Различия между ними состоят в размере выдаваемых малому бизнесу кредитов и выборе посредников из числа российских банков. Так, сумма проектов, финансируемых IFC, начинается от 100 тысяч долларов, следовательно, в большей степени подходит таким малым компаниям, которые обладают достаточно большими оборотами. Средний размер кредитов, выдаваемых по программе TUSRIF, составляет 70 тысяч долларов, что говорит о несколько большей ориентации на массового заемщика. Наконец, программа ЕБРР имеет в виду наиболее широкую целевую аудиторию. Значительную часть выдаваемых по этой программе займов составляют наиболее востребованные российским бизнесом микрокредиты, а средняя сумма таких займов составляет около 7 тысяч долларов.

Посредниками в программах международного финансирования могут выступать как столичные, так и региональные банки. В некоторых случаях у западного инвестора имеются свои приоритеты в отношении потенциальных партнеров. Так, программа ЕБРР ориентирована на банки регионального и межрегионального значения. «Нельзя недооценивать мощный инвестиционный потенциал региональных банков России. Если им помочь, они смогут конкурировать даже с московскими банками. А досконально зная местную специфику, они могут оказаться вне конкуренции в деле предоставления малых и средних кредитов предприятиям регионального уровня, которым просто не к кому обратиться за средствами. Расширение масштабов сотрудничества с такими банками — это главнейшее направление стратегии деятельности ЕБРР в российской банковской системе вот уже последние пять лет», — говорится в годовом отчете ЕБРР за 2004 год.

дополнительные преимущества

Кроме целевых кредитов международные финансовые организации задействуют целый комплекс альтернативных форм сотрудничества. Во-первых, это покупка некоторого числа акций банков-партнеров. Например, IFC является акционером БИН-банка и Пробизнесбанка, ЕБРР является владельцем акций Сибакадембанка и Уралтрансбанка и т.д.

Во-вторых, возможно привлечение международными финансовыми институтами синдицированных кредитов банкам-партнерам со стороны зарубежных банков. В-третьих, поддержка банков-партнеров может осуществляться в форме предоставления им кредитных гарантий, стимулирующих использование ими собственных средств для кредитования малого бизнеса. Эти гарантии позволяют банкам-партнерам сократить размер резервов под ссуды, выдаваемые мелким компаниям, что ведет к удешевлению выдаваемых ими кредитов. В-четвертых, в ряде программ банкам-партнерам оказывается интенсивная техническая поддержка, которая выражается, с одной стороны, в обучении сотрудников, а с другой стороны — в содействии освоению оптимальной для данного банка-партнера кредитной технологии.

Одной из лучших программ технической поддержки кредитования малого бизнеса эксперты считают программу ЕБРР. Не случайно Сбербанк, бывший активным участником этой программы в период с 1994 по 2003 годы, при реализации собственной программы поддержки малого бизнеса взял на вооружение многие элементы технологий ЕБРР. Опыт ЕБРР был учтен при формировании национального банка развития РосБР, а целый ряд употребляемых сегодня практически повсеместно методик классификации и анализа заемщиков и кредитов — вплоть до самого понятия «микрокредит» — восходит именно к кредитным технологиям ЕБРР.

Подготовка сотрудников банка-партнера, естественно, в наибольшей степени затрагивает специалистов по управлению кредитным портфелем. Их обучают анализировать систему управления на предприятии, его финансовое положение и положение на рынке, а также составлять прогнозы движения денежных средств. В понятие оптимальной кредитной технологии закладывается, во-первых, ряд общезначимых параметров, например, отлаженность кредитного цикла, отсутствие в нем бюрократических проволочек, широкий выбор вариантов залогового обеспечения кредита и т. д.

Во-вторых, формируются учитывающие экономическую ситуацию конкретного банка-партнера методы поддержания высокого качества кредитного портфеля. При этом ЕБРР ориентирован на создание внутри банков-партнеров структур, способных работать самостоятельно после завершения сотрудничества с ЕБРР в рамках Программы.

ебрр

Таким образом, Европейский Банк Реконструкции и Развития является создателем одной из наиболее эффективных программ поддержки малого бизнеса и предоставляет своим партнерам максимальные возможности для развития собственных кредитных программ. Вместе с тем, эта международная организация рассматривает поддержку малого бизнеса в странах СНГ в качестве своей основной миссии и является рекордсменом по объемам выделяемого для этих целей финансирования. Несмотря на то, что ЕБРР изначально был в большей степени ориентирован на работу со странами Восточной Европы, а Фонд поддержки малого бизнеса в России был создан ЕБРР лишь 1994 году, то есть через три года после начала работы банка, за последние несколько лет ситуация сильно изменилась.

Так, в конце января 2006 года, директор отдела внешних связей ЕБРР Бригит Янсен сделала следующее заявление: «Процесс смещения приоритетов идет полным ходом, и ЕБРР гораздо больше инвестирует в Россию, балканские страны, Кавказ и Центральную Азию, чем в страны Центральной Европы, где рынки уже более развиты». Что касается России, то изменения приоритетов ЕБРР стали здесь ощущаться примерно 2-3 года назад. С 1994 по 2003 год по линии Фонда поддержки малого бизнеса было выдано в общей сложности порядка 170 тысяч кредитов на сумму примерно 1,45 миллиарда долларов. А за один только 2004 год было выдано около 50 тысяч кредитов на сумму порядка 0,4 миллиарда евро. В том же 2004 году, как и в последующем 2005, объем всех вложений ЕБРР в Россию перевалил за миллиард евро, в результате чего совокупный объем ассигнований ЕБРР к концу 2005 года оценивается суммой свыше 7 миллиардов евро.

Впечатляют и объемы инвестиций ЕБРР в экономику Уральского федерального округа. «Европейский Банк Реконструкции и Развития работает с российскими предприятиями более 10 лет и инвестировал в Уральский федеральный округ порядка 600 миллионов евро. В этом году объем инвестиций в развитие региона составит около 100-120 миллионов долларов, главным образом, денежные вливания будут осуществлены в частный сектор экономики. В ближайшие планы нашего банка входит распространение присутствия в Свердловской области. Для нас это очень важно, так как регион развивается довольно быстрыми темпами, здесь находятся достаточно крупные энергетические и промышленные комплексы», — отметил президент ЕБРР Жан Лемьер, комментируя недавнее увеличение присутствия банка на Урале.

Один из наиболее привлекательных аспектов политики ЕБРР, по мнению экспертов, состоит в том, что достаточно интенсивное расширение его деятельности в России происходит не в ущерб требованиям к качеству бизнеса банков-партнеров. «Чтобы сотрудничать с ЕБРР предприятие должно обладать определенными чертами, в том числе иметь хорошие проекты, так как «на белых слонах» в будущее не въехать. Кроме того, компания должна обладать прозрачной структурой собственности, стандартной финансовой отчетностью, уважать закон и пользоваться доверием органов банковского надзора. Это важно для построения системного бизнеса», — отмечает Жан Лемьер президент ЕБРР. Кроме отмеченных моментов, обязательным требованием является высокая способность потенциальных банков-партнеров к успешному внедрению кредитных технологий ЕБРР.

Именно высокие требования к банкам-участникам программы ЕБРР поддержки малого бизнеса позволяют банку осуществлять квалифицированное присутствие в городах и регионах России, обладающих наибольшими перспективами для развития малого бизнеса. Например, в Екатеринбурге имеются офисы сразу четырех банков, сотрудничающих с ЕБРР, а именно, КМБ-банка, банка УРАЛСИБ, Уралтрансбанка и недавно присоединившегося к программе Уралвнешторгбанка.


Другие материалы по теме: