«Аргументы и факты», Сергей Рассадников пишет: «Мест нет и не будет»

9 марта 2006 (10:54)

Одна из наиболее острых проблем в экономическом развитии Екатеринбурга в последнее время -развитие гостиничного бизнеса. Из-за нехватки мест для размещения гостей тормозится не только деловое сотрудничество с другими регионами России и зарубежными странами.

Не развивается туризм: туристические фирмы могут привлечь к нам гостей, но предоставить им номера они уже не в состоянии. По различным оценкам, бюджет города из-за этого недополучает как минимум 150 миллионов рублей в год.

Гостеприимство в кавычках

Специалисты оправдывают такое положение тем, что свердловский рынок гостиничных услуг начал развиваться позднее, чем в других крупных регионах. Ведь раньше наша область была закрыта для посещений. Лишь 7 лет назад, когда были построены «Атриум Палас Отель» и «Трансотель», Екатеринбург смог предложить гостям гостиничные услуги высокого уровня комфорта. До этого все наши отели друг от друга практически не отличались, а о комфорте их представители могли говорить только в кавычках.

Большинство гостиниц были построены по принципу советских общежитий: без удобств в номере. Сегодня же большинство наших отелей, которые построены почти 70 лет назад, находятся в плачевном состоянии. Кроме того, они уже не соответствуют требованиям современных систем управления, а для того, чтобы хоть как-то их адаптировать к потребностям потребителя, требуются немалые вложения. Ко всему прочему, реконструкция сократит количество номеров, которых у нас и без того катастрофически не хватает.

По информации комитета по бытовому обслуживанию, Екатеринбург ежегодно посещает около 300 тысяч человек, а пребывание продолжается в среднем около двух недель. При таких данных любой специалист вычислит, что количество мест, которое может удовлетворить спрос гостей, должно быть никак не меньше 10 тысяч. У нас же количество коек с трудом дотягивает до 4 тысяч. Если еще учесть то, что людей приезжает к нам год от году на 10-20% больше, а в планах администрации только к 2015 году увеличить вместимость до 7107 мест, мы никогда не сможем радушно принять всех гостей.

Согласно программе администрации по развитию гостиничного бизнеса, которую у нас так активно нахваливают чиновники администрации, в городе выделено 35 мест под строительство новых отелей. Даже мэр города Аркадий Чернецкий в конце прошлого года отметил, что это очень мало, но сделал он это слишком поздно. Екатеринбург — город маленький, и мест под строительство не хватает не только для гостиниц, но и для жилья горожанам, а все землеотводы уже негласно поделены застройщиками. Так что дефицит койко-мест победить нам не удастся.

Кстати, мировая практика показывает, что в идеале отель должен быть заполнен лишь на 70%, поскольку остальные номера должны быть доступны для уборки и подготовки для новых гостей. В противном случае поддерживать гостиницу в отличном состоянии будет сложно и самому высококвалифицированному персоналу. Так что при складывающейся у нас ситуации все усилия властей и предпринимателей по повышению квалификации персонала тщетны.

Однако на эти мероприятия ежегодно тратятся значительные средства. Специалисты отправляются за границу, да и к нам приезжает немало «профессоров» давать свои советы. Только за прошлый год обучение прошли 750 сотрудников екатеринбургских отелей, то есть больше трети всех работников гостиничного бизнеса. Но что толку, если их загруженность не даст им проявить высокие профессиональные качества? Никто, конечно, не говорит, что учить наших гостиничных работников современному обслуживанию не стоит. Но эффекта это дает мало. По словам самих сотрудников, которые прошли различные курсы повышения квалификации, то, что они видят в реальности, сильно отличается от того, чему их учили.

Звезды с неба

Дополняет картину то, что большая часть уральских гостиниц пока хватает звезды «с неба». Современные требования бизнеса обязывают гостиницы определять свой статус по международной «звездочной системе». У нас же отелей, которые могут похвастать «звездами», по пальцам сосчитать можно. А кому охота селиться в гостинице, которая даже одной «звезды» не имеет? У нас же только 20 отелей Екатеринбурга подало заявки на настоящие «звезды» в прошлом году, а удовлетворены из них единицы.

Между тем на Урал рвутся международные сети гостиниц. Их интерес к нашей области вызван ростом экономических, культурных и деловых связей. Сегодня в Екатеринбурге уже строится 14 отелей различного уровня сервиса. Большая их часть принадлежит международным гостиничным сетям.

Поэтому местные отельеры задумываются над тем, как им вести бизнес в дальнейшем. Как отметила директор «Премьер-Отеля» Марина Павленко, «для иностранцев мы не конкуренты. Так что мы ожидаем, что с их приходом в местные отели многие гости столицы Свердловской области просто не пойдут». В подобной ситуации большинству наших гостиниц многие специалисты предрекают прозябание.


Другие материалы по теме: