«Российская газета», Александр Оверчук пишет: «Архангельский ЦБК под прицелом»

16 марта 2006 (11:50)

Министерство внутренних дел России разработало проект закона, направленного на защиту прав и интересов акционеров и собственников, который уже направлен в Госдуму, в Совет Федерации и в Федеральную налоговую службу министерства финансов.

Подготовка такого закона вызвана тем, что в судебных инстанциях сегодня скопилось множество арбитражных дел, где рассматриваются корпоративные конфликты. Проще говоря, речь идет о вошедшем в практику незаконном захвате чужой собственности. Уже действующие в стране федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», как оказалось, не способны воспрепятствовать захвату предприятий так называемыми рейдерами. По утверждению пресс-службы МВД, разработчики нового закона рассчитывают, что он обезопасит бизнес и стабилизирует ситуацию на рынке легальных слияний и поглощений Ситуация сегодня осложняется тем, что опасности незаконных захватов подвергаются не только мелкие и средние предприятия, но и предприятия, являющиеся градообразующими и имеющие огромный производственный потенциал. А в борьбе за собственность используются не только столь апробированные методы, как создание параллельных советов директоров, размывание пакетов акций при помощи дополнительных эмиссий, манипуляции с реестрами и прочие, но и силовые захваты, а также такое страшное оружие, как подведение предприятия под банкротство. Нетрудно представить, что происходит с жителями города, большую часть которых кормит работа на заводе, ставшем банкротом. Социальный взрыв в такой ситуации практически неминуем. Но бороться с подобными явлениями до сих пор чрезвычайно сложно, так как рейдеры зачастую используют и административный ресурс, и различные контрольные органы, и силовые ведомства, и даже депутатов Государственной Думы. Такая ситуация сложилась на бумкомбинате «Волга», о чем недавно писала «Российская газета». Деятельность этого предприятия протекает в нормативном русле. Но поиски нарушений на комбинате не прекращаются. И не только на «Волге». Один из наиболее ярких примеров сказанному — и конфликт, сложившийся вокруг Архангельского целлюлозно-бумажного комбината — крупнейшего российского предприятия, производящего целлюлозу и тарный картон, на долю которого приходится более 30 процентов общероссийского производства этой продукции.

На протяжении последних лет предприятие лихорадит от проверок, обысков, изъятий документов. К сожалению, к корпоративной войне за комбинат подключились и депутаты Государственной Думы. Как пишет «Парламентская газета», «депутаты Госдумы направили запросы генеральному прокурору, министру внутренних дел, директору Федеральной службы безопасности, касающиеся финансовой, тарифной и сбытовой деятельности комбината». Следует отметить, что все эти запросы сделаны на основании публикаций одной из местных архангельских газет. Следовательно, как и в истории с бумажным комбинатом «Волга», в борьбе за АЦБК применяется аналогичная схема: сначала в СМИ появляются публикации, бездоказательно порочащие комбинат, затем следуют депутатские запросы в правоохранительные или надзорные органы с требованием проверить предприятие и, наконец, — собственно проверка. Параллельно с проверками инициируются судебные иски.

Как указывает та же «Парламентская газета», «результатом проверок стал отказ в возбуждении уголовных дел в связи с отсутствием в действиях руководства комбината состава преступления, так как факты, указанные в запросах, не подтвердились». Тем не менее, по сообщению газеты «Ведомости», перед новогодними праздниками были арестованы акции комбината у основного акционера предприятия — австрийской компании Pulp Mill Holding (PMH). Рассмотрение кассационной жалобы на определение об аресте 4 процентов акций АЦБК отложено на 22 марта 2006 года. Постановление о наложении ареста на 31015 акций АО (4 процента), принадлежащих, по версии Следственного Управления при МВД по СЗФО, — основному акционеру предприятия, вынесено 29 декабря 2005 года.

В письме Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву руководство РМН указало, что 24 ноября 2005 года было вынесено постановление о возбуждении перед Октябрьским федеральным судом Адмиралтейского района Санкт-Петербурга ходатайства о наложении ареста на ценные бумаги — 125 030 акций АО (16 процентов), принадлежащих компании РМН.

В письме также говорится, что, как следует из постановлений заместителя начальника СУ СК при МВД по СЗФО Н.И. Бережного о возбуждении ходатайств о наложении ареста и судебных постановлений, арест налагается на акции Архангельского ЦБК, принадлежащие РМН, — австрийской компании, учрежденной в 2001 году. Таким образом, следствие исходит из предположения, что все 156 045 акций Архангельского ЦБК, переданные в свое время государством в собственность ОАО ЛХК «Северная Целлюлоза», в настоящее время находятся в собственности РМН. Вместе с тем РМН приобрела контрольный пакет акций Архангельского ЦБК в 2001 - 2004 годах в период их свободного обращения на рынке ценных бумаг и никогда не вступала в правоотношения с ОАО ЛХК «Северная Целлюлоза», подчеркивается в письме.

Предположения следствия о том, что все акции Архангельского ЦБК, в свое время находившиеся в собственности ОАО ЛХК «Северная Целлюлоза», в настоящее время принадлежат РМН, не только не находят документального подтверждения, но и опровергаются в открытой прессе людьми вполне компетентными. В частности, как заявил газете «Ведомости» член совета директоров АЦБК Юрий Тямушкин, представляющий интересы «Базэла», в собственности структур «Базэла» находится еще 4 процента акций комбината, которые также имеют отношение к этому расследованию. Поскольку Юрий Тямушкин является заместителем директора инвестиционного департамента ООО «Базовый Элемент», «можно предположить, что он обладает достаточной и достоверной информацией об инвестиционных проектах «Базового Элемента» и акциях иных предприятий, находящихся под контролем данной компании», — отмечается в письме.

Как заявил в своих интервью газетам «Ведомости» и «Коммерсантъ» член Совета директоров АЦБК Тимур Соколов, арест акций стал следствием корпоративной борьбы с «Базэлом». Тем более что само это предприятие не скрывает заинтересованности в переходе 20 процентов акций ЦБК в собственность государства, поскольку рассчитывает в дальнейшем выкупить данный пакет, о чем открыто «Ведомостям» заявил тот же Юрий Тямушкин. Он признался, что, «если арестованный пакет вернется государству и будет продаваться, «Базэл» воспользуется возможностью приобрести его, так как заинтересован в наращивании своего пакета в АЦБК».

А между тем Архангельский ЦБК находится в городе Новодвинске, где проживают всего 45 тысяч человек. Нетрудно догадаться, что благополучие большинства из них напрямую зависит от работы градообразующего комбината. Конфликт вокруг него уже несколько лет держит в напряжении весь город. Именно поэтому, как заявил председатель правления Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») Владимир Чуйко, ассоциация дважды обращалась с письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой «оказать содействие в прекращении корпоративных «лесных войн».

Как говорится в обращении РАО «Бумпром» к президенту, последние три года попыткам «недружественного» поглощения подвергались семь крупных предприятий отрасли. При этом во всех случаях была задействована, как они пишут, «одна и та же схема силового захвата, которая включает в себя «черный пиар», неправомерный арест крупных пакетов акций на основании инспирированных исков миноритарных акционеров, административное давление путем организации по запросам депутатов множества проверок, обысков и судебных исков». РАО «Бумпром» известило президента о том, что данная ситуация не только мешает работникам и собственникам предприятия, но и не дает реализовывать инвестиционную программу. А ведь комбинат является крупнейшим налогоплательщиком региона.

Естественно, что разрешаться подобные конфликты должны в судах. И только в судах. Все эти письма, запросы, силовое давление не способны внести ясность и выявить правых и виноватых. Поэтому разработанный следственным комитетом министерства внутренних дел новый законопроект вызвал такой интерес и породил у многих участников рынка надежду на то, что все корпоративные конфликты можно будет решать спокойно и по закону. Кстати, законопроект этот уже поддержан в Совете при президенте России.


Другие материалы по теме: