Алкогольный рынок: два месяца коллапса

За два первых месяца 2006 года на территории Свердловской области не было произведено ни одной партии алкогольной продукции.

Все большее проникновение государства в экономическую систему современной России, в том числе и за счет ужесточения контроля над отдельными отраслями, как через непосредственное участие в капитале, так и посредством законодательных инициатив, приводит, по мнению ряда экспертов, к снижению гибкости рыночных механизмов, а зачастую, в ситуации, когда такое вмешательство оказывается неподготовленным, — и к фактическому коллапсу целых отраслей. Примером подобной ситуации могут служить события в алкогольной отрасли России, работа которой была полностью парализована одним законодательным актом, вернее — особенностями его применения.

закон

C 1 января 2006 года в России вступил в действие новый федеральный закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Одним из его нововведений стала отмена практики акцизных складов — специализированных точек, на которых с алкогольной продукции взимался налог, а на бутылки наклеивались акцизные марки установленного государством образца. Согласно новому закону, акцизы должны взиматься, а акцизные марки наклеиваться непосредственно на предприятии-производителе алкогольной продукции.

Одновременно закон ввел в обращение акцизные марки нового образца. Технология, используемая при их изготовлении, позволяет считывать нанесенную на них информацию техническими средствами единой автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В то же время на предприятиях планировалось внедрить единую государственную автоматизированную систему учета (ЕГАИС). В идеале она позволит сформировать единую базу данных о производстве и движении алкогольной продукции по стране. Одновременно информация будет поступать в ЕГАИС (для этого каждому заводу придется подключиться к серверу ФНС). При этом старые акцизные марки можно было использовать только для продукции, выпущенной до 1 января 2006 года.

По мысли законодателей, такое решение должно было избавить алкогольную отрасль от излишнего числа посредников, снизить объем контрафактной продукции и повысить ответственность производителей за созданный ими продукт.

До начала 2006 годы был полностью утвержден порядок, в соответствии с которым ФНС России должна продавать акцизные марки нового образца производителям, а также вести их учет. При этом объединение «Гознак» начало печатать новые марки еще в конце декабря и отгружало их ФНС на ответственное хранение. Таким образом, к началу 2006 года были созданы условия для реализации нового закона.

реализация

Однако, несмотря на принятые правительством меры, вступление в силу закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» привело к фактической парализации работы алкогольной отрасли России. По данным Росстата, в январе заводы произвели лишь 330000 декалитров алкоголя, что на 95,8% меньше аналогичного показателя 2005 года.

Начальник управления информации и внешних связей «Росспиртпрома» Дмитрий Добров в конце января сообщил журналистам, что из-за отсутствия марок работу после праздников не возобновили большинство входящих в объединение спиртзаводов и ликероводочных предприятий (на них приходится около 50% выпускаемого в стране спирта и около 30% ликероводочных изделий). А представитель группы «Русский алкоголь» (основной завод — «Топаз») Жанна Олейник отметила, что технологические убытки от простоя входящих в группу предприятий составят около 1,5 миллиона долларов США в месяц. Аналогичные проблемы испытывают и менее крупные компании.

Ни 1 января, ни 1 февраля 2006 года акцизные марки не поступили ни на одно предприятие Урала. «До получения акцизных марок на алкогольную продукцию производители не только в Свердловской области, но и по всей России не могут выпускать товары в 2006 году. Поэтому все российские заводы, выпускающие алкоголь, простаивают», — отмечает министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева.

По словам Веры Соловьевой, причина этого в том, что Правительство Российской Федерации достаточно поздно — только в последних числах декабря 2005 года — приняло положение о новых марках акцизного сбора, а также установило правила их продажи и пакет нормативных документов, которые производители обязаны подать в ФНС для получения права на приобретение акцизных марок.

«Новые федеральные марки напечатаны, но пока не выдаются. Завод простаивает с начала года и несет огромные убытки. Кроме того, запасов продукции на заводе почти не осталось, так как все было реализовано еще до Нового года», — отмечали на ООО «Хрусталевские заводы» (город Лесной, Свердловская область) в середине февраля.

По словам директора ООО «Хрусталевские заводы» Алексея Алексеева, завод вынужден простаивать еще и по той причине, что для получения новых акцизных марок необходим пакет документов.

«С января 2006 года производство в ОАО «Тагилводка» остановлено, поскольку нет акцизных марок нового образца, предусмотренных поправками к закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Кроме того, этим законом предусматривается установка специального оборудования для наклейки новых марок, поставки которого также не произведены», — отмечал в начале февраля главный бухгалтер ОАО «Тагилводка» Олег Силин.

По его информации, производство на «Тагилводке» не возобновится раньше 1 февраля. При этом ежедневный убыток бюджетов от недополучения налогов за акцизы составляет 500-600 тысяч рублей.

«В декабре завод отработал в полную мощность, поэтому продукции хватит до середины февраля. Странно, почему законодатели утвердили поправки в закон, не предусмотрев возможности их реализации», — отметил Олег Силин.

решение

Между тем, в это же время ФНС по Свердловской области отчиталось о том, что на её складах на начало января находилось 1,2 миллиона штук акцизных марок нового образца.

«В УФНС имеется необходимое количество акцизных марок нового образца на алкогольную продукцию разной крепости и объемов, но ни от одного предприятия не поступали заявки на их приобретение», — отметили в УФНС РФ по Свердловской области. Отсутствие заявок, видимо, связано с тем, что предприятия не собрали соответствующие документы на приобретение марок.

Налоговые органы были готовы продавать акцизные марки нового образца предприятиям алкогольной промышленности, но ни одно предприятие не было готово их приобрести.

«Ни одно предприятие не может предоставить в УФНС пакет документов, необходимых для покупки акцизных марок. Согласно Федеральному закону «Об обороте и производстве этилового спирта», предприятия-производители алкогольной промышленности для приобретения акцизных марок должны предоставить в УФНС пакет документов (около 6-7)», — отметили в УФНС РФ по Свердловской области.

С этим согласились и производители алкоголя. «Акцизные марки в области появились, но нам их еще не выдавали. Для их получения необходим пакет документов, а это требует времени. Кроме того, теперь необходимо заранее оплатить 10% от каждого акциза. Например, стоимость акциза на 1 единицу крепкого алкогольного напитка емкостью 0,5 л составляет 33 руб., и 10% от этой суммы нужно проплатить до получения акциза и прибыли с него», — отметил директор дистрибьюторской компании ОАО «Тагилводка» «Демидовский штоф» Евгений Кулаев.

На сбор необходимой документации у уральских производителей алкоголя ушло от 1 до 2 месяцев. По словам представителей предприятий, столь большой срок объясняется тем, что список необходимых справок был определен буквально в последний момент и не был предоставлен им заранее.

Однако и после приобретения акцизных марок (ряд заводов осуществил закупку в начале февраля) работа на предприятиях не возобновилась. Дело в том, что, помимо марок, заводам необходимо было установить специальное оборудование для их наклейки и контроля за этим процессом.

«Согласно нововведениям, на предприятии должна быть установлена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) и дополнительное оборудование (стоимость около 600-700 тысяч рублей), что влечет за собой также затраты предприятия, но без него акцизные марки не выдаются», — отметили в ООО «Хрусталевские заводы».

По словам директора ООО «Хрусталевские заводы» Алексея Алексеева, наладка и запуск заняли более недели, так как предприятию пришлось заключить договор на установку системы для наклеивания акцизных марок с компанией «Атлас» (подведомственной ФСБ) и отправить своих специалистов на учебу в головной офис компании. При этом в договоре с фирмой «Атлас», осуществляющей поставку программного обеспечения и обучение, изначально не были прописаны сроки по выполнению этих работ. При этом, до окончания работ УФНС не отгружает на предприятие уже оплаченные акцизные марки нового образца.

Схожие проблемы возникли и на других предприятиях отрасли. «По новому закону, предприятие должно установить оборудование для нанесения на акцизные марки нового образца штрих-кода и новую программу, но для этого у предприятий просто нет средств», — отметили на ООО «Среднеуральский винзавод» (входит в AVS-Group). «Среднеуральский винзавод простаивал потому, что Федеральная налоговая служба до конца не могла разъяснить порядок приобретения и учета марок, правила маркировки, правила нанесения сведений об алкогольной продукции на марки», — отметили на предприятии.

«Оборудование для наклейки акцизных марок нового образца ОАО «Тагилводка» получило в январе. Однако проблема заключается в том, что это оборудование, включающее в себя несколько компьютеров и принтеров, должно быть запрограммировано специализированной компанией «Атлас». И эта работа заняла длительное время», — отметил Евгений Кулаев.

итог

Проблемы, возникшие на предприятиях алкогольной промышленности Урала и всей России, были разрешены к началу марта 2006 года. Первые акцизные марки были переданы уральским заводам в первой декаде марта, в это же время предприятия смогли возобновить выпуск продукции. До этого в течение 2-х месяцев на прилавки страны попадал только алкоголь, выпущенный в 2005 году и маркированный акцизными марками старого образца. По словам представителей дистрибьюторских сетей, за этот период удалось реализовать практически все имевшиеся запасы алкоголя, в том числе те, которые не находили своего покупателя в течение многих лет.

Практически все предприятия алкогольной отрасли в связи с двухмесячным простоем вынуждены были понести значительные убытки, точный размер которых до сих пор до конца не определен. Однако, по оценкам ряда экспертов, он может быть исчислен несколькими миллионами долларов для каждого завода. Одновременно заводам пришлось понести и затраты на приобретение новых акцизных марок и оборудования. Аналитики рынка полагают, что все эти расходы, в конечном счете, будут возмещены за счет потребителя — либо посредством поднятия цены, либо за счет снижения качества выпускаемой продукции.

«Общие расходы, связанные с новыми марками, составят около 700 тысяч рублей. В результате это надо будет как-то компенсировать, возможно, за счет конечного потребителя. Цены на продукцию с новыми марками будет регулировать рынок. И если федеральные производители повысят цены, то и мы повысим», — отмечает Евгений Кулаев.


Другие материалы по теме: