«Областная газета», Алена Полозова пишет: «О Среднем Урале замолвите слово...Об этом попросил депутатов Госдумы и сенаторов губернатор Свердловской области»

30 марта 2006 (10:56)

Без помощи федерации Свердловской области будет непросто решить ряд экономических и социальных задач. В частности, построить метро и транспортные развязки в Екатеринбурге, отремонтировать дороги и мосты в сельской местности, обеспечить промышленные предприятия региона необходимыми энергетическими мощностями. Все эти и многие другие проблемы, решение которых требует финансовой, либо законодательной помощи центра, перечислил губернатор Свердловской области Эдуард Россель на прошедшей вчера встрече с депутатами Федерального Собрания Российской Федерации от Свердловской области.

Из 13 законодателей, представляющих интересы региона в Государственной Думе и Совете Федерации, на приглашение губернатора поговорить о насущных проблемах, стоящих перед областью, откликнулись 11. Сейчас в Федеральном Собрании как раз проходит так называемая «региональная» неделя, когда народные избранники должны выезжать на места и непосредственно изучать проблемы территорий. Приглашение губернатора Свердловской области как нельзя лучше вписалось в данный график.

Первую часть встречи, как и было запланировано, говорил губернатор. Поблагодарив собравшихся за то, что откликнулись на инициативу, он кратко подвел итоги развития области в 2005 году, а затем перешел к тем вопросам, которые исполнительной и законодательной власти нужно решить сообща. Набралось таких немало. Но - обо всем по порядку.

Если говорить об итогах, то по объемам произведенного валового продукта мы занимаем третье место в Российской Федерации, все больше увеличивая при этом отрыв от четвертого места и сокращая со вторым. По всем социально-экономическим показателям мы находимся не ниже 6-7-й позиций. В экономику Свердловской области в 2005 году удалось привлечь 4,5 миллиарда долларов инвестиций, как отечественных, так и зарубежных. В 2006 году планируется выйти на 5 миллиардов.

Свердловская область активно ведет и внешнеэкономическую деятельность. За прошлый год только через наши таможни прошло товаров на сумму в 7,6 миллиарда долларов. Если же брать таможни Москвы, других регионов, то данную цифру нужно увеличить в полтора раза.

Казалось бы, у региона со столь мощным потенциалом особых финансовых проблем быть не должно. Но они есть. И связаны они, как правило, с теми вопросами, которые находятся в ведении федерации. Средств из федерального бюджета область получает значительно меньше, чем необходимо. Так, например, в прошлом году на решение социально-экономических задач в регионах из федерального бюджета было выделено 320 миллиардов рублей. Казалось бы, сколько из этих денег должно поступить в Свердловскую область? Если считать самым простым способом, пропорционально количеству населения, то три процента, то есть 9,6 миллиарда рублей. В реальности же Средний Урал получил около 1,5 миллиарда рублей.

Ничего федерация не перечислила на социальную защиту чернобыльцев и лиц, пострадавших от воздействия радиации. Так мало, что впору говорить «ничего», поступило на развитие минерально-сырьевой базы, на программы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Особо остановился Эдуард Эргартович на дорожных проблемах. От них в равной степени страдают и областной центр, и мелкие населенные пункты.

Екатеринбург увеличивается с каждым годом. Увеличивается и количество личного автотранспорта в нем. Небольшая справка: в 2003 году екатеринбуржцы купили 30 тысяч автомобилей, в 2004 - 57 тысяч, в 2005 - 70 тысяч. Это - если говорить только про новые. Плюс -подержанные. А дороги, по которым бегают железные кони, остались почти такими же, как и в 2002 году. По количеству машин на сто тысяч населения мы догнали Москву и Санкт-Петербург. Результат - Екатеринбург задыхается от пробок. Нужны новые магистрали, развязки. По предварительным подсчетам, на их строительство требуется 14,5 миллиарда рублей. Область может выделить лишь 1 миллиард рублей в год.

Необходима помощь федерации.

Метро в Екатеринбурге начали строить 20 лет назад. Это была федеральная программа для городов-миллионников. За два десятилетия удалось создать лишь семь станций. Чтобы закончить хотя бы одну ветку, соединяющую север и юг города, необходимо 4,5 миллиарда рублей. В 2006 году федерация нам дает лишь 80 миллионов. Такими темпами нормального метро в Екатеринбурге не увидят даже наши прапраправнуки.

Необходима помощь федерации.

Сельские дороги. Их в области - 1300 километров. И еще - 300 мостов. Сейчас требуется передать их на баланс дорожного фонда.

Необходима помощь федерации.

И так - по многим позициям. Без помощи федерации не построить дорогу на Ханты-Мансийск, не решить проблему грядущего дефицита электроэнергии. А по самым скромным подсчетам на ближайшее время нам уже не хватает трех тысяч мегаватт! Эдуард Россель попросил депутатов посодействовать и в осуществлении нескольких проектов: создании электровоза нового поколения, учреждении Большого Евразийского государственного университета, организации танково-артиллерийского и оптико-механического холдингов, строительстве современного спортивного центра на Уктусских горах...

Особо он остановился на вопросе, что делать с гидролизными заводами. Их в области - три. Все сейчас находятся в плачевном состоянии. Меж тем, гидролизный спирт можно добавлять в бензин - от этого топливо только выиграет. И наши заводы смогли бы пристроить продукцию. Из-за невостребованности последней на рынке уже практически сдан на металлолом Ивдельский гидролизный завод... Кстати, проблеме уничтожения производства на промышленных предприятиях ради комплектующих либо ради земли, Эдуард Эргартович уделил особое внимание. И для решения этих вопросов требуются не столько финансы, сколько изменения в законодательстве.

Решить все проблемы, перечисленные губернатором, депутаты не обещали. Но посодействовать в решении хотя бы части из них, особенно дорожных - непременно.

Так, депутат Госдумы РФ от Нижнетагильского избирательного округа Валерий Язев одобрил инициативы Эдуарда Росселя по альтернативному топливу. Проблема в том, заметил Валерий Афонасьевич, что на подобный законопроект наложил вето еще президент Борис Ельцин, а позднее вето подтвердила администрация нынешнего президента. Сейчас ситуация сдвинулась с мертвой точки - и уже в пятницу Валерий Язев намерен презентовать законопроект на комиссии по ТЭК. В ближайшее время будет обсуждаться и вопрос по энергетическим мощностям. Электровоз возможно презентовать на совещании, которое пройдет 12 апреля с участием президента ОАО «Российские железные дороги» В.Якунина. А вообще, Валерий Афонасьевич порекомендовал срочно провести инвентаризацию заявок области по вопросам транспорта, энергетики и связи и не позднее первой половины апреля представить их все в Государственную Думу.

Заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ, прошедший от Свердловской области по партийному списку «ЕР», Владислав Резник готов помочь, пробивая заявки по социальным программам. Ему же, кстати, губернатор передал проект Уктусского спорткомплекса.

В комментариях «Областной газете» парламентарии выразили надежду, что подобные мероприятия станут регулярными. Впрочем, ради объективности заметим, что встречи главы Среднего Урала с депутатами проходили и ранее, как правило, в Москве. Но столь представительная, как вчерашняя, состоялась впервые.


Другие материалы по теме: