«Областная газета», Ирина Котлова пишет: «Угроза птичьего гриппа. Готовность №1»

20 апреля 2006 (10:58)

В Каменском районе прошли учения по борьбе с птичьим гриппом. Задача -отработка взаимодействия органов власти и сил быстрого реагирования при угрозе появления опасной инфекции, В учениях приняли участие сотрудники управления ГО и ЧС, ветеринарной службы, Роспотребнадзора, милиции, системы здравоохранения. На базе одного из хозяйств поселка Мартюш отрабатывались механизм и порядок действий при возникновении очага инфекции с применением необходимой экипировки и техники.

Серое небо, пустынные улицы, притаившиеся в безмолвии сельские дома. Люди в голубых халатах, масках и респираторах, деловито меряющие голубыми бахилами черные хляби весенней распутицы. Пожарная машина, цистерна с «дезраствором», бульдозер. Старая шина, в центре шест, на котором табличка с печатными буквами: «Птичий грипп». Вокруг выложенная крестом солома. Слава Богу, не триллер наяву, а учебное место № 3. На котором будут объяснять механизм утилизации зараженной птицы.

Учебное место № 1, с которого, собственно, начинается тренинг, - два стола, выставленных на площади возле Дома культуры. На них - вся необходимая в экстренном случае документация. За ними щит с планом местности и схемой действий. Глава района Виктор Щелконогов разъясняет собравшимся, в первую очередь — главам сельских администраций — цели и задачи мероприятия, дает старт учениям. Начальник штаба ГО и ЧС района Николай Власов озвучивает вводную: на одном из личных подворий поселка выявлена инфицированная птица.

Специалисты подробно рассказывают, как действовать. При первом же подозрении на заболевание пернатых необходимо срочно обратиться в ветеринарную службу. В оперативном порядке будет взят анализ и получен ответ. Если выявлен вирус, на территорию накладывается карантин. Вся домашняя птица, находящаяся в радиусе карантина, подлежит отчуждению, уничтожению и утилизации .Карантинные мероприятия включают в себя установку шлагбаумов, особые меры по дезинфекции - как по периметру территории, так и непосредственно в зоне риска. А также специальные медицинские меры, призванные предотвратить заражение людей либо оказать помощь заболевшим.

В данном случае отрабатываются три элемента: отчуждение, уничтожение и утилизация инфицированной птицы. Для первых двух подготовлено учебное место №2: личное подворье бабушки Серафимы Петровны Жигаловой, согласившейся предоставить площадку для тренировки. У нее живет одна-единственная курица, которой бабушка очень дорожит. Естественно, на реальное пернатое никто не покушается. В роли инфицированной птицы выступает муляж.

Люди в голубых халатах объясняют последовательность действий, демонстрируя детали своей экипировки, -специальные сачки для ловли птицы, шприцы со смертельным препаратом, одноразовые мешки...

Все предельно понятно. И по-настоящему страшно. Особенно бабушке Серафиме Петровне, которая, замерев, вытянувшись в струнку, слушает педантичные разъяснения специалистов, следит за их манипуляциями. Представители городской телекомпании просят разрешения снять ее единственную курицу. Бабушка безропотно идет в стайку и выносит свое сокровище, крепко прижимая к груди.

На вопрос, как население поселка относится к угрозе птичьего гриппа, Серафима Петровна тихо отвечает:

— А как же? Страшно нам... Жалко...

Если, не дай Бог, возникнет необходимость, она свою курицу отдаст людям в голубых халатах беспрекословно:

— Куда ж деваться, такая беда...

Но не факт, что все остальные владельцы домашней птицы поступят так же. На этом заостряет внимание присутствующих Виктор Щелконогов. Ситуация острая, конфликтная. И ее нужно отработать не менее четко, чем методику уничтожения и утилизации пернатых носителей инфекции. Тут же на примере бабушки Серафимы Петровны детализируется процесс «отчуждения» птицы. Во-первых, в состав экстренной бригады обязательно должен входить представитель местной власти или участковый милиционер, которого владелец подворья знает. Во-вторых, необходимо предъявить официальный документ, согласно которому проходит «операция». В-третьих, объяснить, что за каждую птичью голову будет выплачена компенсация. В-четвертых, эти головы посчитать и зафиксировать общее количество, удостоверив его подписями обеих сторон в официальной бумаге — в двух экземплярах. В-пятых, объяснить, куда потом с этой бумагой идти, чтобы получить деньги.

На учебное место № 3 «отчужденную и умерщвленную» птицу должен доставить спецтранспорт, роль которого на учениях выполняет небольшой грузовичок. Но вот незадача - выясняется, что в машине нет бензина. Мешок с гипотетической заразой приходится нести по улице «вручную», что категорически запрещено инструкциями. В ходе тренировки деталь, понятно, не слишком существенная - правила перевозки оговорены, специалисты их знают. Однако с оглядкой на нашу российскую действительность есть повод задуматься: а не споткнется ли вся тщательно выстроенная система защиты о больной и банальный для села вопрос — где взять бензин?

Описывать в газете процесс утилизации зараженной птицы — смысла нет. Это прерогатива специалистов. А вот что стоит знать простым гражданам, так это меры профилактики птичьего гриппа. Все они отражены в памятках, розданных на учениях. Главное для владельцев птицы - держать ее под замком, не допуская ни малейшей возможности контакта с перелетными особями, находящимися «в группе риска». И еще. Оказывается, помимо широко озвучиваемого пути заражения человека гриппом птиц (через сырое или непроваренное мясо инфицированной птицы) есть еще четыре. Цитата из памятки: «Выделения зараженных птиц, попадая на растения, в воду, могут быть источником заражения человека через воду при питье и купании, а также воздушно-пылевым путем и через грязные руки». Отсюда еще, как минимум, две настоятельные рекомендации: пить только кипяченую или бутилированную воду, избегать водоемов, где наблюдается скопление дикой птицы...


Другие материалы по теме: