«Коммерсантъ», Николай Яблонский пишет: «Северное притяжение. Сотовые операторы интенсивно осваивают ХМАО и ЯНАО»

21 апреля 2006 (10:56)

Вчера вице-президент ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») Николай Прянишников, находясь с визитом в Екатеринбурге, сообщил «Ъ», что компания приступает к реализации проекта «Север», рассчитанного на развитие высокотехнологичной сети в ХМАО и ЯНАО. Стоит отметить, что ранее компания МТС также объявляла о том, что в 2006 году приоритетными по темпам развития и вложению средств станут северные территории Тюменской области. Таким образом, по мнению аналитиков, в ближайшее время ХМАО и ЯНАО станут ареной обостренной конкурентной борьбы между сотовыми операторами. Причиной этого является то, что ежемесячная доходность с каждого местного абонента гораздо выше среднероссийских показателей.

По словам господина Прянишникова, специальный проект «Север» заключается в развертывании сотовой сети с элементами спутниковой связи и 3G — третьего поколения (сейчас большинство операторов работает на сетях второго поколения. — «Ъ»). В случае его реализации даже самые удаленные населенные пункты смогут попасть в сеть «Вымпелкома». Сроки и размеры инвестиций в проект вице-президент компании уточнять не стал. Тем не менее, о серьезности намерений «Вымпелкома» говорит тот факт, что недавно в северных филиалах оператора произошло усиление менеджмента. В частности, из других регионов были приглашены менеджеры по маркетингу.

Стоит отметить, что директор макро-региона «Урал» компании МТС Андрей Дубовсков ранее также заявлял, что в 2006 году сотовый оператор намерен сконцентрировать свое внимание на развитии сети на северных территориях. «Мы намерены вложить только в развитие сети в ХМАО около $50 млн и надеемся, что в 2006 году сможем сравняться по площади радиопокрытия с нашими основными конкурентами, а в 2007 году опередить их», — говорил он. При этом он отметил, что маркетинговые усилия в первую очередь будут сконцентрированы на «завоевание» корпоративного сегмента.

«Ъ» Сейчас в Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО, работает четыре сотовых оператора связи GSM: МТС, «Вымпелком», «Мегафон», «Уралсвязьинформ» (работает под маркой Utel). По состоянию на 1 января 2006 года, у Utel в ХМАО было 646,7 тыс. абонентов, в ЯНАО — 239,8 тыс., на юге Тюменской области — 385,0 тыс., у «Вымпелкома» — 11,150 тыс., 5 тыс. и 403,11 тыс. соответственно, и у МТС — 20 тыс., 304 тыс. и 300 тыс. «Мегафон» данные по этим регионам предоставить отказался, но известно, что он до недавнего времени занимал вторую позицию после Utel.

Аналитики указывают на то, что особый интерес к ХМАО и ЯНАО обусловлен в первую очередь высокими доходами населения. «Например, уровень ARPU — ежемесячный доход с абонента — у МТС и «Мегафона» в этих регионах выше, чем в среднем по России», — отмечает аналитик ИК J’son & Partners Ирина Астафьева. В России ARPU сейчас составляет около $7,5, а в ХМАО и ЯНАО этот показатель по приблизительным оценкам равняется $9. По мнению госпожи Астафьевой, усиление конкурентной борьбы на северных территориях пока не повлияет на позиции «Уралсвязьинформа», доля которого, к примеру, в ХМАО около 52%. Дело в том, что на сотовом рынке Тюменского региона он появился еще в 1995 году и долгое время являлся монополистом. Как отметила пресс-секретарь директора межрегионального филиала сотовой связи Utel Юлия Царегородцева, северные территории продолжают входить в зону особого интереса компании, и соответственно инвестиции и маркетинговые шаги будут направлены на укрепление его позиций.

Примечательно, что в отличие от других операторов «Мегафон» в 2006 году намерен сделать упор на развитие своей сети в других регионах. Как сообщил коммерческий директор «Мегафон-Урала» Андрей Ибрагимов на пресс-конференции в конце февраля, в основном компания намерена сосредоточить свои усилия в тех регионах, где ее позиции недостаточно сильны. Например, в Курганской области, которая по причине низких доходов населения пока не так серьезно интересует конкурентов.


Другие материалы по теме: