«Вечерний Екатеринбург», «Социальное жильё: стратегия неизменна»

1 июня 2006 (10:52)

В современных социально-экономических условиях, для которых характерны рыночные отношения, подтверждением присутствия рынка в жилищной сфере являются договорные отношения: купля-продажа, аренда, мена...

Рынок жилья

Ключом, открывшим засовы массового жилищного рынка, стала приватизация жилья (1991 год). Правда, гражданско-правовые договоры заключались и до 1991-го, но они касались частного сектора, индивидуальных домов, доля которых в жилищном секторе была малочисленной по сравнению с государственным жилищным фондом, который включал в себя жильё местных Советов и жильё ведомств.

Приватизация сделала нанимателей жилья собственниками со всеми вытекающими правами. Благодаря приватизации граждане получили в собственность начальный капитал в виде жилого помещения, который использовался многими для последующего улучшения своих жилищных условий, уже не надеясь на государство. Приватизация в разы увеличила и продолжает как увеличивать рынок жилья, так и делать его разнообразным, ведь кроме вновь построенных квартир на рынке жилья продаются и приватизированные квартиры, то есть выбор есть.

Социальное жильё

Это жильё, которое сдаётся в наём (найм — от глагола нанимать).

Социальное жильё может быть только в государственном или муниципальном жилищных фондах, и социальному жилью, предоставленному по договору найма, места на рынке нет. В свете нового Жилищного кодекса РФ этот вид жилья предоставляется ограниченному кругу лиц.

Кто вправе претендовать на социальное жильё? Лица, которым без поддержки государства трудно начинать свою взрослую жизнь (речь идёт о сиротах), а также граждане Российской Федерации, имеющие заслуги перед государством, Из названных категорий понятно, что источником финансирования для них жилья являются бюджеты высших уровней — это бюджет Российской Федерации и его субъектов, в нашем случае — бюджет Свердловской области.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Эта категория всегда пользовалась правом на внеочередное предоставление бесплатного жилья. Федеральный закон № 159, принятый 10 лет назад, регламентирует социальную поддержку детей-сирот и предусматривает им дополнительные гарантии. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на социальное жильё по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), по окончании службы в Вооружённых Силах РФ, а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

До 2004 года муниципальное образование «город Екатеринбург» при отсутствии финансирования из бюджета высшего уровня решало жилищные вопросы сирот за счёт своих ресурсов и привлекая общественность, предприятия. За период с 2001 по 2004 год администрацией города Екатеринбурга обеспечено 236 бывших воспитанников детских домов, в среднем получается, что выделялось по 59 жилых помещений в год. Финансирование жилищного строительства из бюджета высшего уровня было открыто для очередников-сирот только с 2004 года, т.е. по истечении 8 лет со дня выхода Федерального закона.

За 2004-2005 годы из областного бюджета выделено около 29 млн. рублей. Эти средства муниципалитет вложил в долевое строительство жилья и на эти деньги для сирот, состоящих в очереди в районных администрациях, было построено 38 жилых помещений, в среднем — по 19 квартир в год.

На начало года в очереди на получение бесплатного жилья состоит 423 бывших воспитанника детских домов.

Ветераны войны и граждане, пострадавшие вследствие радиационных аварий

Финансирование жилищного строительства из бюджета высшего уровня на ветеранов войны и граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий, началось с 2002 года. За период с 2002 по 2005 год включительно выделено 116 млн. рублей, на которые муниципалитетом построено в результате долевого участия 317 квартир для ветеранов войны и граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий.

Освобождаемое жильё в жилищном фонде МО «город Екатеринбург»

Этот вид жилья предоставляется гражданам на условиях социального найма. Причиной освобождения жилых помещений в муниципальном жилищном фонде является расторжение и прекращение предыдущего договора социального найма, например, за выездом нанимателя на другое постоянное место жительства, за выселение в судебном порядке за невнесение нанимателем платы за жильё и (или) коммунальные услуги более 6 месяцев и др.

За последние 5 лет (с 2001 по 2005 год) в муниципальном жилищном фонде освободилось 14 050 кв. метров общей площади, или 429 жилых помещений, из которых 236 — предоставлены, как указано выше, бывшим воспитанникам детских домов, 121 — направлено на отселение из ветхого жилья, 32 — получили многодетные семьи, 40 — работники милиции.

Освобождаемое жильё — источник не прогнозируемый, так как не известно, какое количество социального жилья освободится, итоги подводятся в конце каждого года. Этот вид жилья направлялся и направляется на реализацию социальных городских программ «Дети-сироты» и «Ликвидация ветхого жилищного фонда».

Городской бюджет и социальная жилищная программа

Для реализации муниципальной программы ликвидации ветхого жилья освободившееся жильё — не единственный источник её выполнения. На ветхое жильё денежные средства выделяются из городского бюджета. Например, в 2005 году расходы городского бюджета на цели реализации мероприятий программы ветхого жилья составили 88,9 млн. рублей. Большая часть этих средств вложена в строительство жилого дома по ул. Ульяновской-Донской (заказчик МУП «УКС города Екатеринбурга»),

В 2006 году предусмотрено выделить 136 млн. рублей из городского бюджета на муниципальную социальную программу. Перечень ветхих домов, подлежащих отселению с последующей ликвидацией, утверждается Решением органа местного самоуправления.

Приватизация служебного жилья как один из потенциальных компонентов национального жилищного проекта

Учитывая, что установлен срок окончания приватизации жилья (1 января 2007), преследуя цель реализовать право граждан на жилище и на приватизацию жилого помещения, Администрация города Екатеринбурга совместно с городской Думой приняли Решение, способствующее гражданам, проживающим в служебном жилье муниципального жилищного фонда, стать полноправными нанимателями и даже приватизировать занимаемое служебное жилье. Федеральный закон № 1541-1 наложил вето на приватизацию некоторых видов жилья, в том числе служебного. Но при этом предусмотрел, что окончательное решение принимает Собственник жилищного фонда, в котором расположено служебное жильё. И глава Екатеринбурга А.М. Чернецкий внёс на рассмотрение Думы соответствующее предложение, которое Дума приняла и утвердила. В результате граждане, проживающие в служебном жилье, с учётом статьи 13 ФЗ № 189 от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» имеют право на приватизацию служебного жилья. Таким образом, решается вопрос и о закреплении за ними социального жилья, а в случае желания гражданина и о приватизации этого жилья.

В рамках реализации Стратегического подпроекта «Социальное жильё» за четыре месяца 2006 года реализовано право 102 семей (326 человек) как на социальное жильё, так и на его приватизацию, в том числе только в апреле — 32 семьи (98 человек). Общая площадь приватизированных служебных квартир составляет 4,2 тыс. кв. метров — это 102 жилых помещения, в том числе в течение только апреля месяца — 1,4 тыс. кв. метра, или 32 квартиры.

Администрация Екатеринбурга считает главной задачей реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — для граждан России» на территории муниципального образования.

Валентина ТУРСКИХ, зам. председателя комитета по жилищной политике администрации города.


Другие материалы по теме: