Алексей Баранов: Мы помогаем компаниям достичь мирового уровня

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» отвечает директор ООО «Центр ОргПром» Алексей Баранов.

— Алексей Витальевич, «Центр ОргПром» выступил организатором Первого Российского Лин-Форума. Каковы цели этого мероприятия?

— Идея провести форум по Бережливому производству зрела давно. В декабре прошлого года я ездил на Лин Саммит в Стамбул, который проводился турецким филиалом Lean Enterprise Institute уже в десятый раз. (Сам же институт и различные его филиалы в мире проводят саммиты каждый месяц).

В турецком саммите приняли участие Джеймс Вумек, основатель института и автор программных книг по Лин, его соавтор и автор других книг Джон Шук, которые выступили с основными докладами, а Джон Шук провел еще и семинар. Зал, вмещающий 500 человек, был полон до отказа, а во время семинара Джона Шука люди стояли даже вдоль стен и сидели на полу в проходах.

Больше всего меня поразило то, с какой готовностью турки идут на перемены, на принятие новых идей и систем. Что стоит за этим — отсутствие собственных идей, большая открытость Западу? Наверное, всего понемногу.

У России свои проблемы. Страна в целом еще никак не может решить, в какую сторону ей двигаться — на Запад или на Восток. Ужасно не хочется выходить из кокона защищенности, которая для многих стала привычной в социалистические времена, но которая в нынешнее время стала во многом иллюзией. По мере интеграции в мировую экономику мы все больше приближаемся к состоянию, с одной стороны, большего процветания и больших возможностей, а с другой — большей взаимозависимости и кажущейся меньшей защищенности.

Дело не в том, откуда идут идеи — идеи не имеют национальности. Производственная система Лин на сегодня во всем мире зарекомендовала себя как самая современная и самая успешная. По крайней мере, в России сейчас не выдвинуто альтернативной идеи и системы, легко тиражируемой и подтвердившей свою результативность на практике.

Предстоящий Форум станет площадкой для обсуждения стоящих перед страной проблем в сфере повышения конкурентоспособности как страны в целом, так и отдельных отраслей, производств и компаний. Есть ли альтернатива Производственной Системе Лин в России? Может ли государство помочь себе и бизнесу?

Обо всем этом очень хотелось бы поговорить на Форуме в Екатеринбурге.

— Может ли инновация рассматриваться как инструмент решения стоящих перед российской промышленностью задач?

— Несомненно, постоянные инновации в производстве и в сервисе — это признак компании мирового уровня. Но для того, чтобы понять условия, при которых инновация есть инструмент повышения эффективности, необходимо уточнить значение самого термина. В нашей стране под инновациями чаще всего понимают техническое перевооружение предприятия или внедрение последних достижений прикладной и фундаментальной науки. В этом смысле инновации требуют масштабных инвестиций, которые в российских условиях возможны далеко не всегда.

Но есть и третий вид инноваций, о котором не слишком часто вспоминают в нашей стране. Как сказано в одном из экономических словарей, инновации — это, в частности, «применение передового опыта …, в том числе в управлении». Если смысл слова «передовой» в применении к технологиям производства установить сравнительно легко, то в отношении передового характера управленческого опыта общепринятых критериев нет. На мой взгляд, управленческий опыт можно считать передовым, если доказано, что именно эти управленческие технологии вывели ту или иную компанию в мировые лидеры ее отрасли.

Например, компания General Electric известна тем, что впервые создала и применила методику Шесть Сигм. Лет 10-15 назад это была только внутренняя корпоративная методика GE, а теперь — одна из самых популярных технологий управления качеством и его повышения в первую очередь.

То же самое можно сказать о производственной системе Toyota или о Лин-мышлении. В последнее время в России возникло очень много форм, в которых подается этот термин — говорят и «кайдзен» и «just-in-time» и «производственная система Toyota» и «Lean Production», «Lean Manufacturing». Так или иначе, специалисты понимают, что эти названия определяют примерно одно и то же.

Лин-мышление — это даже больше, чем управленческая технология: это философия бизнеса в целом, парадигма мышления. И все же в этом мышлении воплощен целый ряд конкретных методик, которые также можно отнести к передовому опыту в сфере управления производством. На сегодня имеется точная зарубежная статистика, а в скором времени появится и российская, которая говорит о том, что более половины компаний-лидеров во всех сферах бизнеса связывают свои успехи именно с применением системы Лин.

Поскольку практика — это критерий истины, то ясно, какую методику предпочесть руководителю, выбирающему инструменты повышения конкурентоспособности своего бизнеса и его стабильного роста, стремящемуся создать условия для повышения зарплаты сотрудникам и т. д. А ведь эти вопросы возникают везде, даже на госпредприятиях. Даже в сфере ЖКХ, например, актуальны вопросы эффективности использования средств, выделяемых из бюджета, вопросы повышения зарплаты и т. д. И вот для решения всего комплекса проблем, связанных с операционной эффективностью мирового уровня, таких как качество продукции, рентабельность и гибкость производства, были придуманы инструменты Лин. Придуманы не в кабинетах ученых, а у станков, в кабинетах руководителей больших и малых компаний, которые стали лидерами в своих отраслях благодаря применению именно этих методик.

— Не могли бы Вы прокомментировать принцип Лин-философии «Инновации прежде инвестиций»?

— Как я уже сказал, у инноваций есть капиталоемкая сторона, связанная с техперевооружением, с научными открытиями. Но если сосредоточиться только на ней, то возникают две проблемы. Во-первых, если я просто куплю новое оборудование, это не гарантирует мне успеха. Можно ведь и Семен Семеныча за Феррари посадить, но он не будет ездить как Шумахер. Этому надо «учиться, учиться и еще раз учиться». Во-вторых, если у руководителя нет миллионов на техперевооружение, то он часто просто не знает, что делать. И если работать по-старому дальше не получается, то он видит только один выход — закрыть предприятие.

Лин-методики как раз и предлагают другой выход, для которого не нужно никаких миллионов — изучи Лин, примени его, и у завода появятся те самые миллионы, на которые можно будет обновить оборудование. Мы реалисты и не считаем, что Феррари можно обогнать на Запорожце. Но Лин дает возможность зарабатывать на Феррари и параллельно учит ездить на нем. Поэтому, чтобы правильно работать на новейшем оборудовании, а главное, заработать на него, необходимо инвестиции в техперевооружение предварить инновациями в организации производства.

— Насколько популярно Лин-мышление среди российских лидеров?

— Те предприятия, которые являются российскими лидерами в своих отраслях промышленности и не являются монополистами, то есть работают в условиях конкуренции, начали проявлять серьезную заинтересованность в освоении Лин примерно с 2003 года. На сегодня почти у всех этих предприятий имеется опыт системного освоения Бережливого производства, от нескольких месяцев или недель до двух-трех лет. В этих компаниях созданы специализированные организационные структуры, занимающиеся внедрением Лин-практик, и деятельность этих структур обеспечивается определенными бюджетами. Наибольшие результаты внедрение Лин дало на предприятиях РУСАЛа, Группы ГАЗ, во ВСМПО-АВИСМА… И речь при этом идет об экономии десятков и сотен миллионов рублей! Например, только на Автозаводе «Урал» экономический эффект от внедрения Лин по итогам 2005 г. составил около 0,5 миллиарда рублей. Неплохие перспективы повышения эффективности имеются и у таких предприятий как Уралмашзавод, КамАЗ, ВАЗ — все они находятся на разных этапах начальной фазы освоения Лин.

— Согласитесь ли Вы с тем, что конкурентоспособность не только промышленных, но и консалтинговых компаний определяется тем, насколько оперативно они смогут переработать мировой опыт и адаптировать его к российским условиям?

— Да, я согласен с этим утверждением. В любой сфере необходимо целенаправленно искать мировой опыт, апробированный мировыми лидерами, и уметь его корректно, результативно применять.

— Как можно оценить результативность применения мирового опыта?

— Оценка результативности Лин-специалистов, например, встроена в процесс их сертификации. Для того, чтобы получить сертификат Лин-эксперта, специалист должен, в том числе, окупить затраты фирмы на свое обучение. Но это — минимум, а на практике встречаются и куда большие показатели результативности. Так, многие из специалистов, проходивших подготовку в «Центре ОргПром», в несколько раз окупали затраты на свое обучение уже в ходе самого обучения.

Если же учитывать отдачу от подготовки Лин-специалиста после завершения его обучения, то результативность еще выше. Наш официальный рекорд — 40 к 1, и это только среди тех случаев, когда экономический эффект от работы Лин-эксперта мог быть полностью учтен. Это тоже не всегда возможно. Например, был реальный случай, когда одна из компаний пригласила нас на двухдневный семинар, в результате которого руководство настолько прониклось идеями Бережливого производства, что в короткие сроки себестоимость продукции удалось снизить еще на 50%. В итоге отдача от инвестиций в освоение Лин исчислялась порядками.

— Чем объясняется такая результативность?

— Когда мы начали осваивать методики Бережливого производства для себя, то, прочитав соответствующую литературу, поняли, что если мы сейчас пойдем это продавать, то это будет не тот ЛИН, о котором написано в книгах. Изучить ЛИН по книжкам — это все равно, что научиться плавать по книжкам. Это было бы просто нечестно, хотя на сегодня на рынке работают компании, которые занимаются именно этим. Мы же для себя установили совершенно другую планку и начали с того, что около двух лет проработали «подмастерьями» у очень опытных зарубежных лидеров американской компании LeanPlus. В результате мы смогли достичь приемлемого для клиентов уровня результативности.

— Какие инновации Ваша компания применяет в своем собственном сервисе?

— Одна из наших инноваций — это организация гемба-поездок. Дословный перевод «гемба» с японского — «шахтный забой», то есть гемба — это непосредственно то место, где обрабатывается сырой материал. Здесь обучение будущих Лин-экспертов происходит не в кабинете, а у станка, иногда даже под станком.

Еще одна инновация состоит в том, что мы организуем поездки на японские, турецкие, польские предприятия, где методики Бережливого производства уже отработаны и дают существенный экономический эффект. В рамках Первого Российского Лин Форума в июне участникам будет предоставлена уникальная возможность посетить ВСМПО-АВИСМА и Автозавод «УРАЛ».

— Как Вы оцениваете положение Вашей компании на рынке промышленного консалтинга?

— Мы выгодно отличаемся от других компаний по целому ряду позиций. Например, у нас самый большой в России штат специалистов с успешным опытом в сфере внедрения Лин. Это обусловлено тем, что мы раньше всех взялись за это дело и изучали его не по книжкам. Рост нашей компании в 2-3 раза опережает рост рынка в целом. О степени востребованности услуг «Центра ОргПром» можно судить хотя бы по тому, что у нас практически нет активных продаж — не мы убеждаем клиентов приходить к нам, они сами к нам приходят.

Кстати, наше лидерство на рынке промышленного консалтинга в 2004 г. подтвердил рейтинг журнала «Эксперт-Урал». После этого мы, правда, перестали участвовать в рейтингах, потому что главное содержание услуг «Центра ОргПром» — это не консалтинг в чистом виде. Консалтинг — индустрия раздачи рекомендаций и советов. А формат нашей работы — не советы, а помощь заказчику в освоении методик Лин и совместное с ним освоение этих методик. Помощь в создании такой атмосферы, когда весь персонал заказчика начинает по собственному желанию и с энтузиазмом, а не с подталкивания начальства применять эти методики в своей работе. Основная миссия компании, если коротко, — помочь нашим клиентам стать компаниями мирового уровня.

— Как идет подготовка к проведению Лин-форума?

— Программа Первого Российского Лин Форума продолжает активно пополняться. В качестве докладчиков и ведущих семинаров выступят президент Leadership Excellence Майкл Вэйдер, руководитель Программы технического содействия по развитию промышленных поставщиков IFC Карл Ватт, президент Lean Institute Turkey Яльчин Ипбукен, академик Российской академии проблем качества (РАПК) Юрий Адлер. Запланировано и мое собственное выступление.

Кроме того, о своем желании выступить с докладом о применении принципов Лин при разработке новых изделий заявил консультант компании QV Systems, Inc. Такаси Танака, руководивший проектом по разработке платформы для автомобиля Toyota Prius. Такаси Танака работал в таких компаниях как GM Global Platform, SAAB Automobile AB, Volvo, FORD Motor Company. В настоящее время он консультирует Harley Davidson Motor Company и ряд электрокомпаний США.

С докладом о применении ТРМ в процессных отраслях на Лин Форуме выступит крупный специалист по ТРМ Юдзо Такебе. Господин Такебе вел проекты на крупнейших электростанциях и в других компаниях Японии и Бразилии. Все предприятия, где он работал, впоследствии получили «Приз по ТРМ», присуждаемый Японским Институтом Технического Обслуживания Промышленных Предприятий (JIPM — Japan Institute of Plant maintenance).

Свое участие в Первом Российском Лин Форуме подтвердили также президент компании QV Systems, Inc. Крейг Флинн и президент компании Tesla-2 Марк Уоррен.

Приглашены и ожидаются, в том числе с докладами, представители Toyota Motor, Scania, Rolls Royce, Alcoa, Boeing, Xerox.

Опытом освоения методик Бережливого производства с участниками поделятся также топ-менеджеры и руководители Лин-проектов ведущих российских предприятий: Русала, ЕвразХолдинга, ВСМПО-АВИСМА, Уралмашзавода, Еврохима, ЗМЗ, КУМЗа и многих других.

Форум нашел поддержку в Минэкономразвития РФ, Российском союзе промышленников и предпринимателей, Международном союзе металлургов, в Законодательном Собрании, ряде министерств Свердловской области, правительстве Челябинской области, в Союзе предприятий строительной индустрии Свердловской области, Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Челябинской области, Южно-Уральской Торгово-Промышленной Палате и других правительственных и отраслевых структурах.

Подготовка к Форуму широко освещается в ведущих российских СМИ. Нашими медиа-спонсорами выступают журналы «Эксперт», «Секрет фирмы», Портал машиностроения.

В общем, уже сегодня ясно, что Первый Российский Лин Форум станет знаковым событием для российской экономики. О его итогах мы обязательно расскажем на страницах «VIP-консультанта».


Другие материалы по теме: