«Российская газета», Александр Емельяненков пишет: «Радиоактивный транзит проследует из Германии на Урал с перевалкой в Санкт-Петербурге»

7 июня 2006 (10:56)

Участники Международной конференции экологических организаций, организованной под Санкт-Петербургом в канун встречи «большой восьмерки», решили под занавес своей работы громко хлопнуть дверью.

С подачи группы «Экозащита!» вчера молнией распространилась информация, что рано утром 7 июня в город на Неве прибывает судно с радиоактивным грузом для захоронения в России.

Из других подробностей сообщалось, что это судно называется Doggersbank и принадлежит голландской компании Wagenborg Shipping BV. Второго июня оно вышло из Роттердама и направляется в Санкт-Петербург, на его борту — 100 тысяч тонн (по другим данным — 1000 тонн) радиоактивных отходов. Лидер группы «Экозащита!» Владимир Сливяк в интервью журналистам обрисовал и предысторию «коварного» груза. По его словам, он доставлен в порт Роттердама поездом из немецкого города Гронау с предприятия корпорации Urenco, которая «уже не первый раз ввозит обедненный уран в РФ под видом переработки, а на самом деле для складирования».

Обратим внимание: «радиоактивные отходы» заменены в этом пассаже выражением «обедненный уран», а еще через абзац — термином «гексафторид урана» (UF6), который, как выясняется, «следует для переработки в Новоуральск». Даже не являясь специалистом в атомной сфере, понимаешь: это не одно и то же, знак синонимического равенства тут никак не поставишь. Налицо подмена понятий и манипулирование словами с очевидной целью привлечь внимание прессы.

— Закупка гексафторида урана для последующего обогащения — это признанная мировая практика, — откликнулся на звонок из редакции советник главы Росатома по экологии Игорь Конышев. — И такие контракты по линии «Техснабэкспорта» не первый год заключают предприятия Росатома, специализирующиеся в этой области.

Действительно, хотя бы один раз побывав, скажем, на электрохимическом комбинате в Новоуральске, уже не дашь провести себя на мякине.

Гексафторид урана — это, образно говоря, то самое «молоко» для газовых центрифуг, из которого на электрохимическом заводе в Новоуральске производят «сливки» и «сметану» — урановое топливо разной степени обогащения (в зависимости от типа и назначения реактора), а до недавних пор производили и «масло» — высокообогащенный уран (свыше 90 процентов по изотопу U-235) для использования в ядерных зарядах. По соглашению между Москвой и Вашингтоном, заключенному в начале 90-х годов прошлого века, производство оружейного урана в России и США прекращено.

Как сообщил «Российской газете» директор департамента по связям со СМИ компании «Техснабэкспорт» Дмитрий Евстафьев, по контракту с корпорацией Urenco на Уральский электрохимический комбинат действительно следует 1000 тонн ураносодержащего сырья. Это так называемые «хвостовые материалы», из которых в Европе уже ничего извлечь не могут — при их технологии это оказывается нерентабельно, А наши технологии обогащения, по словам Евстафьева, позволяют извлечь еще как минимум около половины полезных компонентов, включая фтор и низкообогащенный металлический уран для специальных применений.

Разубедит ли это разъяснение радикально настроенных экологов, сказать трудно. Во всяком случае, вчера они заявляли о твердом намерении пикетировать порт в Санкт-Петербурге и аналогичную акцию протеста обещали организовать в Екатеринбурге или рядом с Новоуральском, куда груз проследует по железной дороге.


Другие материалы по теме: