Модели экономического роста

Существующая модель российской экономики имеет ограниченные возможности для устойчивого роста: перерабатывающий сектор остается неконкурентоспособным в то время как сырьевой сектор чрезвычайно чувствителен к внешнеэкономической конъюнктуре.

В такой экономике спрос домашних хозяйств, составляющий в настоящее время около 40% совокупного конечного спроса, плохо трансформируется в расширение производства: увеличение спроса домохозяйств сопровождается опережающим ростом импорта потребительских товаров, а не выпуска товаров отечественного производства. Чистый экспорт, на долю которого приходится 25% совокупного спроса, почти на 90% обеспечивается сырьевыми товарами, что делает его крайне зависимым от неустойчивой мировой конъюнктуры. Между тем ожидания в отношении мировых трендов не самые радужные. Государственное потребление (еще 15% совокупного конечного спроса) вряд ли вырастет в ближайшие годы из-за увеличения выплат по долгам и налоговой реформы. Наконец, накопление (оставшиеся 20% совокупного конечного спроса) также не выступает в роли локомотива экономического подъема: основные инвестиционные ресурсы сосредоточены в узком секторе сырьевых отраслей и служат источником для оттока капитала. Накопленные средства лишь частично инвестируются в сырьевой сектор экономики преимущественно за счет импорта технологического оборудования.

Системные ограничения

При сохранении существующей модели экономики высока вероятность усиления сегментации, при которой сырьевой сектор будет модернизироваться и постепенно встраиваться в мировое хозяйство, а сектор перерабатывающих отраслей пребывать в состоянии стагнации, лишенный инвестиционных ресурсов для структурного обновления. В рамках подобной модели, в том числе в силу действия специфических факторов, неизбежно значительное снижение темпов экономического роста — с более чем 8% в 2000 г. до 1-2%. Если в 1999- 2000 гг. росту ВВП и промышленного производства способствовали недооценка рубля, удачная внешнеэкономическая конъюнктура и бурный рост инвестиционной активности в сырьевом секторе, то в ближайшие годы действие этих специфических факторов будет исчерпано. Более того, могут появиться новые факторы, работающие против экономического роста, в частности, снижение мировых цен на энергоносители и «пиковые» выплаты по государственному внешнему долгу

Более оптимистический сценарий возможен в том случае, если несырьевой сектор экономики преодолеет инвестиционную изоляцию, например, произойдет экспансия экспортеров, держателей инвестиционных ресурсов в сектор перерабатывающих отраслей. При этом могла бы сформироваться новая модель роста, согласно которой экспортные доходы сырьевого сектора инвестировались бы в перерабатывающие отрасли, которые, в свою очередь, по мере повышения конкурентоспособности увеличивали бы свой вклад в покрытие внутреннего инвестиционного и потребительского спроса. В рамках такого варианта ежегодный прирост ВВП в 2002-2004 гг. мог бы составить 3% и более, страна получила бы все шансы избежать долговой несостоятельности в последующие годы.

Сохранение существующей модели роста

На сегодняшний день подавляющая часть инвестиционных ресурсов сконцентрирована в сырьевом секторе экономики — это газо- и нефтедобывающие корпорации, которые экспортируют сырье за рубеж. При этом не происходит перераспределения инвестиционных ресурсов в другие секторы экономики, так как нет соответствующих механизмов. Кроме того, увеличится бремя обслуживания внешнего долга — наиболее крупные выплаты по внешнему долгу страны придутся на ближайшие три года. В результате сохраняются высокий уровень оттока капитала за границу, угнетение внутреннего спроса, хронический дефицит инвестиционных ресурсов для реструктуризации неконкурентоспособного перерабатывающего сектора. В условиях оттока капитала, роста потребительского импорта и увеличивающейся долговой нагрузки неизбежно ослабление позиций платежного баланса, что в конечном итоге приведет к необходимости девальвировать национальную валюту.

Слабость сложившегося механизма экономического роста в России заключается в том, что предстоящее увеличение долговой нагрузки на государственный бюджет и неизбежный рост в 2002-2004 гг. платежей по внешнему государственному долгу приведут к значительному ухудшению сальдо текущего баланса. Грубо говоря, в распоряжении у государства окажется гораздо меньше средств, чем сегодня. В таких условиях для осуществления своих расходов оно будет вынуждено периодически девальвировать рубль. Постоянная девальвация национальной валюты вызовет продолжение концентрации капиталов в сырьевом секторе экономики, так как сегодня только экспорт сырья позволяет быстро получать твердую валюту. Дальнейшая концентрация капиталов в сырьевом секторе экономики вызовет продолжение оттока капиталов из страны, что, кроме всего прочего, крайне негативным образом скажется на налоговых поступлениях в бюджет и в конечном итоге на сальдо текущего баланса. Кроме того, концентрация инвестиционных ресурсов в сырьевом секторе отвлечет капитал из других секторов, что создаст дефицит инвестиций в перерабатывающих отраслях. Отток инвестиций из перерабатывающих отраслей экономики (таких, как пищевая или машиностроительная) будет способствовать сохранению неконкурентоспособности их продукции. Последняя будет замещаться импортными товарами, что также негативно скажется на сальдо текущего баланса. Ухудшение сальдо текущего баланса, в свою очередь, приведет к необходимости девальвировать рубль — таким образом, ситуация развивается по спирали.

Кроме того, эксперты предсказывают ощутимое падение мировых цен на нефть, к которым так чувствителен сырьевой сектор и российская экономика в целом (к 2002 г. — до $19 за баррель). Также правительству необходимо осуществить в полном объеме выплаты по государственному внешнему долгу (в 2002 г. обьем платежей составит $15 млрд, а в 2003 г. — $19 млрд). Правительство начало осуществлять шаги по повышению цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий — в электроэнергетике и газовой промышленности они вырастут более, чем в два раза, на железнодорожном транспорте — в полтора раза. Такие условия лишь усугубляют слабость сложившейся системы воспроизводства в экономике. Ожидаемое снижение цен на нефть приведет к сокращению экспорта до $95-96 млрд. Импорт, напротив, продолжит увеличиваться (до $55 млрд.), а сальдо текущего баланса сократится до $25 млрд. При сохранении масштабов оттока капитала на уровне $20 млрд. и объемов чистого погашения внешнего долга в $5-9 млрд. валютные резервы страны начнут снижаться. Уменьшение валютных резервов создаст жесткие ограничения для расширения предложения денег. Весьма вероятно, что в условиях снижения резервов любые попытки Центрального Банка увеличить денежную массу и ликвидность рубля будут приводить скорее к дополнительному снижению резервов, чем к расширению экономической активности. Чрезмерное ужесточение политики в отношении ликвидности может иметь по крайней мере три неприятных последствия. Во-первых, ухудшится финансовое положение промышленных предприятий, что приведет к спаду производства, возврату предприятий к бартерным схемам взаиморасчетов и виртуальным расчетным схемам. Во-вторых, резко снизится количество денежных средств в банковской системе и возникнет опасность нового банковского кризиса. В-третьих, резко снизятся сбор налогов в бюджетную и пенсионную системы, что приведет к нарастанию угрозы несостоятельности бюджетной системы государства и ее неспособности обслуживать внешний долг.

Попытка адаптации

Для адаптации российской экономики к новым условиям следует добиться переориентации потоков капитала из экспортных отраслей в отрасли, производящие товары для внутреннего рынка, в том числе за счет деловой экспансии экспортеров сырья в смежные отрасли. Для этого ключевым шагом должно стать уменьшение бремени по обслуживанию внешнего долга, кроме того, следует добиться более медленного и плавного сокращения спроса на российский экспорт. В этом случае у России есть шанс сохранить состоятельность платежного баланса и использовать курсовую политику в качестве основы для стабилизации макроэкономической ситуации, необходимой для продолжения экономического роста. Более высокие темпы роста спроса домашних хозяйств (прежде всего, вследствие сокращения оттока капитала и уменьшения выплат по внешнему долгу) будут способствовать более высоким темпам роста экономики.

Для осуществления такого сценария необходимо снизить бремя выплат государственного долга, то есть в течение ближайшего времени договориться о реструктуризации выплат по внешнему долгу России. Снижение объемов выплат по государственному долгу положительно скажется на состоятельности платежного баланса государства и укрепит курс рубля. Как следствие, накопление инвестиционных ресурсов в добывающем секторе экономики приведет к экспансии добывающего сектора в перерабатывающий, при этом возрастет роль банковского сектора как механизма перенаправления денежных потоков. В долгосрочной перспективе произойдет модернизация перерабатывающего сектора, возрастет относительная конкурентоспособность российской продукции, которая вытеснит импортные товары из потребления — в таком случае будет происходить импорт инвестиционных товаров. Такая схема экономического роста значительно сократит отток капитала из страны, что приведет к поддержанию состоятельности платежного баланса и укреплению рубля.

Необходимыми условиями для адаптации экономики являются умеренные темпы снижения мировых цен на российскую нефть (до $21 за баррель), реструктуризация внешнего долга (примерно на $5 млрд против суммарных выплат 2003-2004 гг.), возрастание роли банковского сектора в переориентации капитала из экспортного сектора в отрасли, работающие на внутренний рынок, и сокращение оттока капитала в 1,5-2,0 раза. Сальдо текущего баланса при реализации этого сценария вряд ли сохранится на уровне прошлого года ($50 млрд), поскольку несмотря на умеренное сокращение экспорта (до $100 млрд) произойдет интенсивный рост импорта инвестиционных товаров (по прогнозам аналитиков к 2004 г. импорт превысит $60 млрд).

Ситуацию на валютном рынке будет определять баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами. Сокращение оттока капитала и платежей по внешнему долгу позволит продолжать медленное наращивание золотовалютных резервов и тем самым обеспечить укрепление рубля в реальном выражении, то есть сохранить роль обменного курса как основы макроэкономической стабильности в долларизованной российской экономике. Благодаря умеренному наращиванию валютных резервов рост денежного предложения позволит избежать чрезмерного сжатия рублевой ликвидности, и, следовательно, угнетения промышленного производства, резкого падения доходов бюджетной системы страны. Принципиальным для реализации этого сценария является создание делового климата доверия в стране, а именно: формирование эффективных судебных механизмов защиты прав частной собственности и гражданских прав, построение прозрачной системы принятия политических решений, создание конкурентных и приемлемых по рискам и издержкам условий ведения бизнеса в стране (включая осуществление налоговой реформы с целью упрощения и снижения налогового бремени, внедрение международных стандартов отчетности для предприятий и банков, осуществление административной реформы, нацеленной на эффективное выполнение бюрократическим аппаратом функций государственного управления, и значительное сокращение роли государства в частном бизнесе). Кроме того, следует продолжить работу по реструктуризации естественных монополий и проведению реформы земельных и трудовых отношений.


Другие материалы по теме: