Юристы оценивают последствия отмены налоговой тайны как неоднозначные

22 июня 2006 (16:00)

«На сегодняшний день нет такого механизма, как «налоговая тайна». Например, я в своей практике ни разу не столкнулась с отказом получения информации в силу того, что это «налоговая тайна. Единственная сложность раньше заключалась в открытии расчетных счетов, но видимо сейчас это не проблема. И в дальнейшем хозяйствующие субъекты ожидает частая и упрощенная процедура блокирования расчетных счетов», — сообщила УрБК партнер юридической фирмы «Юс-Когенс» Светлана Корабель.

Как сообщалось ранее, в результате ряда изменений в законодательстве фактически перестала действовать норма о налоговой тайне.

«Информация об уплате налогов или налоговой задолженности не может являться налоговой тайной. Прежде всего, это в хорошем смысле влияет на деятельность компании на рынке», — заявил УрБК генеральный директор юридической фирмы «Юрико» Дмитрий Вершинин.

«Любые информационные ограничения неблагоприятны. Необходимо, чтобы компания строила свой бизнес на прозрачных основаниях. При этом она от этого только выиграет. Дело в том, что к таким участникам рынка партнеры проявляют больше доверия. Так, например, информационная закрытость бизнеса влияет на курсы акций и заключение сделок», — сообщил Д. Вершинин.

«Норма, отменившая налоговую тайну, может привести к различному роду злоупотреблений. Сложно говорить к каким именно, но злоупотребления, скорее всего, будут», — заявил ведущий специалист по частному праву ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры» Дмитрий Файнгольд, комментируя прошедшую в «Ведомостях» информацию о том, что с 1 февраля 2006 г. из-за технической ошибки законодателей вступила в силу норма отменяющая налоговую тайну.

«Если говорить в целом, то норма о соблюдении налоговой тайны у нас пока реализуется. В дальнейшем ее отмена может привести к неоднозначным последствиям. Это может негативно сказаться на неблагополучных в налоговом отношении хозяйствующих субъектах, и, напротив, может поощрить благополучные», — высказал свое мнение Дмитрий Файнгольд.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговиками, таможенниками или милиционерами сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Тайной не считаются также ИНН и информация о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Налоговики имеют право запросить у компании любые сведения и документы — от паспортных данных любого сотрудника и его налоговой истории до любых контрактов. Тайну защищает статья 102 Налогового кодекса (НК), которая гласит, что налоговая тайна «не подлежит разглашению».

Норма, отменившая налоговую тайну, появилась в НК незаметно: она затерялась в пакете многочисленных технических поправок, связанных с изменениями правил размещения госзаказов. Прошлым летом депутаты приняли закон о госзакупках, который обязывает госорганы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности. Чтобы проверить кандидата, организаторы конкурса должны иметь возможность получать информацию о его налоговых долгах, рассудили авторы закона. И включили в пакет поправок норму, которая обязывает налоговые органы предоставлять такую информацию. Это дополнение к статье 32 НК вступило в силу еще в феврале 2006 г.

Теперь налоговики обязаны в течение 10 дней предоставить автору запроса информацию о налоговых долгах компании или физлица за прошедший календарный год, а также сообщить, обжаловал ли он эту задолженность, а если да — результат рассмотрения жалоб.


Другие материалы по теме: