«Деловой квартал», «Розница теряет деньги на алкоголе»

26 июня 2006 (11:00)

Рынок алкоголя находится на пороге кризиса: 1 июля отделы алкогольной продукции в магазинах опустеют, а екатеринбургские игроки понесут убытки в размере свыше 2 млрд руб.

Для алкогольной розницы приближается «черная пятница» — 30 июня. Это последний день, когда в соответствии с новым законодательством можно будет распродать продукцию, оклеенную старыми акцизными марками: с 1 июля ее оборот признается нелегальным и за серую торговлю предусмотрено наказание — от штрафа до отзыва лицензии.

Розница в преддверии этой даты срочно избавляется от «проблемного» продукта (а такого в обороте до 90% — практически весь импортный алкоголь, имеющийся в наличии, и до 30% отечественного). Некоторые распродают его по сниженным ценам. «В последнюю неделю делать скидки на часть продукции собираются «Монетка», «Мегамарт» и Metro Сash and Carry», — утверждает Дмитрий Таф, руководитель уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации. Как пояснила Наталья Невоструева, директор сети алкомаркетов «Магнум», сейчас товар распродается с дисконтом до 50%. В результате с 1 июля на полках наших магазинов останется только продукция с новыми марками, а такой не более 10%, уточняет г-жа Невоструева. Аналогичные цифры назвали представители магазина «Виномания». В других магазинах товара с новыми марками и того меньше. По словам Ольги Нагибиной, пресс-секретаря сети «Кировский», из всей импортной продукции с новыми марками пока поступила на продажу только одна партия Martini. Единственное, что будет представлено в широком ассортименте, — это пиво. «Всплеск продаж этого напитка гарантирован, поскольку пиво не попадает под закон об алкогольной и спиртосодержащей продукции», — резюмирует Вадим Акимов, эксперт Евро-Азиатского центра социальных исследований.

Подавляющая часть магазинов не предпринимает активных попыток распродать имеющийся товар, а просто массово возвращает весь алкоголь оптовикам. «Алкомаркеты «Магнум» уже вернули поставщикам большую часть продукции», — отметила г-жа Невоструева. Так же поступили все розничные сети. «Сейчас вряд ли есть оптовики, у которых доля возвращенной продукции меньше 20% от общего оборота, у многих она значительно больше, если даже не приближается к 100%», — оценивает Дмитрий Троицкий, замдиректора оптовой компании «Сэком». Теоретически оптовики, в свою очередь, должны были сдать ее производителю. Но, как поясняет г-н Троицкий, вернуть продукцию полностью практически невозможно: во-первых, часть заводов обратно ее не принимает по различным причинам, например, не обладая складскими площадями, способными разместить весь «возвращенный» товар, во-вторых, у некоторых производителей существуют проблемы с логистикой. Раньше эксперты допускали возможность «реимпортирования» такой продукции. Но теперь игроки сомневаются в реальности даже этой ситуации.

Вопрос, куда девать весь алкоголь со старыми марками, повисает в воздухе. По данным Национальной алкогольной ассоциации, российские розничные торговцы не успеют сбыть до 200 млн бутылок маркированной в 2005 г. продукции. Все будет зависеть от строгости налоговой службы и УВД, считают эксперты. Не исключено, что весь нераспроданный алкоголь станут продавать нелегально, из-под полы, допускает Вадим Акимов, поскольку хранить ее на складе тоже нельзя: такое хранение считается оборотом и за это также могут отобрать лицензию. Но если власти не решат проблему в ближайшее время и продукцию придется утилизировать, убытки екатеринбургских игроков составят примерно 2,5 млрд руб. — так оценивает масштаб потерь Дмитрий Троицкий. Пережить это смогут далеко не все компании.

Одновременно прекратят свою деятельность около 40% участников рынка, лицензия которых не продлена (не получена): с 1 июля оборотом алкогольной продукции смогут заниматься только юридические лица, успевшие получить новую лицензию. Таких компаний в Екатеринбурге приблизительно 540 (из 900, существующих на начало года), а во всей Свердловской области — 1800 (из 3000), поясняет Вадим Акимов.


Другие материалы по теме: