Сергей Шелковой: Наша цель — облегчить уральским предприятиям доступ к серьезным инвестициям

29 июня 2006 (12:30)

управляющий филиалом ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в Екатеринбурге Сергей ШелковойНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» отвечает руководитель Свердловской территориальной дирекции ФК «УРАЛСИБ», управляющий филиалом ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в Екатеринбурге Сергей Шелковой.

Экономика Урала в последние годы демонстрирует очень высокие темпы развития. В регионе действует большое количество крупных предприятий, нуждающихся в значительных финансовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов. Открыть региональным компаниям доступ к серьезным и относительно недорогим источникам финансирования помогают крупнейшие российские финансовые структуры, к числу которых относится Финансовая корпорация «УРАЛСИБ», завершившая в 2005 году реорганизацию структуры управления бизнесом в регионах.

— Сергей Алексеевич, какие изменения произошли в структуре ФК «УРАЛСИБ» и с чем они связаны?

— В 2005 году была успешно завершена консолидация банковского бизнеса корпорации: пять крупных кредитных организаций объединились вокруг банка «Уралсиб», в результате чего был образован новый банк — ОАО «БАНК УРАЛСИБ», который по основным финансовым показателям занимает сегодня 3-5 места в рейтингах крупнейших российских банков. Сейчас завершается интеграция страхового бизнеса корпорации. ФК «УРАЛСИБ» объединяет разные направления бизнеса: банковский бизнес, инвестиции, страхование, лизинг, факторинг. Укрупнение этих направлений, необходимость обеспечить их взаимодействие потребовали реорганизации системы управления. Новая структура реализует территориальный принцип работы корпорации. В рамках этого подхода были сформированы региональные и территориальные дирекции. Сегодня управление бизнесом корпорации в Уральском Федеральном округе осуществляет Уральская региональная дирекция, в состав которой входят 6 территориальных дирекций — Свердловская, Челябинская, Тюменская, Сургутская, Курганская и Нижневартовская. В зону ответственности Свердловской территориальной дирекции входит Свердловская область. Таким образом, у нас выстроена сквозная вертикаль управления от центрального офиса через региональные и территориальные дирекции к филиалам и представительствам на местах.

— Есть ли для региональных компаний преимущества в работе с крупным банком федерального масштаба?

— Безусловно, есть. Если говорить об УРАЛСИБе, то это — крупнейшая финансовая корпорация, которая обладает огромным опытом работы на российском и международном финансовых рынках, высокими кредитными рейтингами и безупречной деловой репутацией. Из этого вытекает целый ряд наших конкурентных преимуществ. Например, в отличие от региональных банков, у нас отсутствуют ограничения по объему финансирования, что важно для крупных компаний, реализующих масштабные инвестиционные проекты. Кроме того, мы имеем возможность привлекать долгосрочные финансовые ресурсы с российского и международного финансовых рынков, обеспечивая их относительно низкую стоимость для наших клиентов.

Разветвленная региональная сеть — еще одно наше преимущество в работе с крупными компаниями. Филиалы Банка «УРАЛСИБ» и других подразделений корпорации присутствуют во всех регионах, в том числе на Урале. Сегодня у нас действует более 540 точек продаж во всей России, по этому показателю мы уступаем только Сбербанку. Чем это хорошо для клиента? У многих крупных компаний бизнес распределен по всему региону или по нескольким регионам. Для такой компании, а также для компании федерального масштаба эффективнее работать с одним банком, имеющим филиалы на местах.

Хочу подчеркнуть также, что наша структура управления через региональные и территориальные дирекции чрезвычайно гибкая в том смысле, что обеспечивает максимум удобств для клиентов, имеющих разную «географию» и разный размер бизнеса. Во-первых, у нас действует институт персональных менеджеров, как в Екатеринбургском филиале банка, так и в Уральской региональной дирекции. Через персонального менеджера реализуется индивидуальный подход к обслуживанию клиента, учет всех особенностей его бизнеса. Во-вторых, в УРАЛСИБе работает принцип делегирования полномочий региональным учреждениям. Например, решения о предоставлении кредитных продуктов (в том числе вексельные, овердрафты, а также внебалансовые инструменты, несущие в себе кредитные риски) в размере до 5 млн. долларов США принимаются в Екатеринбурге.

— Какие основные продукты, предназначенные для крупных корпоративных клиентов, предлагает ФК «УРАЛСИБ»?

— Сегодня ни один банк, ни одна финансовая компания не обладают монополией на какие-либо финансовые услуги. Однако уникальность коммерческого предложения в этой сфере может достигаться за счет набора предоставляемых услуг и их сочетания.

Многообразие и сочетаемость услуг обеспечивают принятые в ФК «УРАЛСИБ» бизнес стратегии, такие как стратегия «Финансовый мост», ориентированная на крупных корпоративных клиентов. При ее реализации банк выступает своеобразным мостом между предприятием и источниками финансовых ресурсов как российского, так и зарубежного происхождения. В рамках этой стратегии предусмотрена индивидуальная разработка под клиента и пакетирование банковских продуктов. Стратегия «Финансовый мост» включает в себя две маркетинговые технологии — «Финансовое ателье» и «Финансовая мастерская».

«Финансовое ателье» относится к сложным, нестандартным банковским продуктам, таким, как проектное финансирование (на срок до 6 лет), в том числе с использованием лизинга или финансирование компаний через выход на публичные рынки капитала. При этом возможно участие в капитале компаний с целью повышения их капитализации и с дальнейшим выходом из проекта путем продажи реализованного проекта стратегическому инвестору или собственнику предприятия (по опционной схеме), а также бридж-финансирование клиентов при выводе их на рынки капитала.

«Финансовая мастерская» подразумевает более высокую степень стандартизации продуктов. Это кредитование оборотного капитала, в том числе под залог собственных долговых обязательств Корпорации, кредитные продукты, предусматривающие привлечение связанного финансирования (проектное финансирование и инвестиционное кредитование под гарантии ЭКА на срок до 10 лет, предэкспортное финансирование, торговое финансирование). К данной группе относятся также кредитные продукты, не требующие отвлечения денежных средств, например, гарантии, аккредитивы, в первую очередь по экспортно-импортным операциям. Кроме того данная технология применяется к лизинговому финансированию (лизинг, имущественное репо), а также краткосрочному бланковому кредитованию эмитентов ценных бумаг, организатором и (или) андеррайтором выпуска которых выступает ФК «УРАЛСИБ».

В своей работе филиал БАНКа УРАЛСИБ в Екатеринбурге использует обе маркетинговые технологии. Так, в сентябре 2005 года БАНК УРАЛСИБ впервые на Урале организовал размещение выпуск кредитных нот (Credit Linked Notes) для уральского предприятия — ЗАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод» (НСММЗ). Объем займа составил $ 100 млн.

— В чем заключаются основные приоритеты работы ФК «УРАЛСИБ» с крупными корпоративными клиентами в Уральском регионе?

— Один из приоритетов стратегии УРАЛСИБа сегодня — усиление региональной составляющей корпоративного и розничного бизнеса. Мы намерены значительно увеличить количество и объем операций по предоставлению кредитных, инвестиционных, лизинговых, страховых продуктов. С этой целью все подразделения корпорации выступают «единым фронтом» на региональном рынке под брендом «УРАЛСИБ». Наша цель — расширить возможности уральские предприятий, облегчить для них доступ к серьезным инвестициям, обеспечить финансовыми ресурсами, необходимыми для развития, и тем самым способствовать экономическому и социальному развитию региона.


Другие материалы по теме: