Принятие закона об инсайдерской информации может привести к изменениям на финансовом рынке

3 июля 2006 (16:41)

Разоблачить чиновников в торговле с использованием инсайдерской информации будет гораздо сложнее, чем менеджеров или акционеров компаний, а среди законодателей их и вовсе не бывает. Это следует из нового законопроекта «О недобросовестных практиках на финансовых рынках.

Он существенно отличается от того варианта, который обсуждался с юристами инвестбанков месяц назад. Предыдущая версия предполагала, что все эмитенты, профучастники и госорганы должны будут представлять в ФСФР списки инсайдеров, а ее сотрудники, если это необходимо для выявления нарушений, получат право требовать документы, записи переговоров и показания у любой компании и госучреждения.

Если будет одобрен новый вариант, то ФСФР сможет воспользоваться своими полномочиями только в отношении частных компаний. Министерства и Центробанк будут проверять себя сами, а ФСФР сможет лишь ознакомиться с результатами проверок. Список инсайдеров по новому законопроекту будут составлять только те министерства и ведомства, которых определит правительство. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации исключены из списков инсайдеров.

«Перечень возможных инсайдеров, с одной стороны, призван защитить законы, покрываясь законом «о неразглашении коммерческой тайны», с другой же — с точки зрения интересов инвесторов, абсолютно бесполезный, поскольку инвестору главное — получение информации и совершенно неважно, откуда он ее узнает», — сообщил член коллегии адвокатов «Частное право» Аркадий Майфат.

«Инсайдером может быть любое лицо, которому стала известна информация. Так что составление списков или перечня возможных инсайдеров мне видится делом второстепенным. Другое дело — признать недействительными те сделки, которые были совершены при использовании инсайдерской информации», — заявил А. Майфат.

«Любое лицо, вступая в отношения должно быть предупреждено о возможной недобросовестности партнера. Поэтому я считаю, что списки инсайдеров — информация для размышления, упрощающая задачу по выбору контрагентов», — сообщил УрБК юрист компании «Центр юридических экспертиз» Сергей Измайлов.

«Скорее всего, законопроект «О недобросовестных практиках на финансовых рынках» направлен на защиту добросовестных участников гражданских отношений. Однако, в зависимости от того, какие моменты будут прописаны в законе, он может ухудшить положение с распространением инсайдерской информации, приведя к тому, что его будут использовать с целью недобросовестной конкуренции, необоснованного раскрытия распространения коммерческой тайны», — завершил С. Измайлов.

«В результате изучения законопроекта «О недобросовестных практиках на финансовых рынках» можно прийти к выводу о том, что исключение из списка инсайдеров государственных служащих вообще лишает данный документ смысла, поскольку в 60-70 % случаев информацией, которая влияет на котировки акций располагают (или даже создают такую информацию) именно чиновники», — заявил УрБК начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин, комментируя новый законопроект «О недобросовестных практиках на финансовых рынках».

«Что касается борьбы с инсайдерами путем составления списка, то такой способ просто незаконен. Поскольку термин «инсайдер» является негативным и может повредить деловой репутации человека, составление списков инсайдеров является нарушением законных прав граждан. Включая человека в «список», его фактически без приговора суда обвиняют, как минимум, в незаконном доступе к информации. Я думаю, что, в первую очередь, для предотвращения использования инсайдерской информации нужно четко прописать критерии и рамки использования подобной информации, а также прописать ответственность лиц, владеющих ей», — заключил Р. Речкин.

«В данный момент информация обладает реальной стоимостью в очень короткий промежуток времени, в очень краткий период. Сегодня отсутствуют реальные механизмы привлечения к ответственности лиц «здесь и сейчас» за распространение какой-либо «инсайдерской» информации. Какие-либо декларативные документы об ответственности за использование данной информации — всего лишь механизм давления одних хозяйствующих субъектов на другие. На данный момент, с соблюдением действующего законодательства, можно получить достаточно широкую информацию о хозяйствующем субъекте», — сообщает УрБК партнер ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры» Иван Кадочников.

«Составление списка инсайдеров — бессмысленное занятие. Не существует юридически прописанной схемы определения неразглашения закрытой информации. Есть наказание «за разглашение экономической тайны», но от него, в принципе, возможно уйти», — утверждает И. Кадочников.

«Злоупотребления, связанные с использованием инсайдерской информации, встречаются в России пока не так часто, как на Западе. Это связано, в первую очередь, с небольшим количеством публичных, котирующихся на российском фондовом рынке компаний. Именно такие компании и их акционеры несут основные убытки от использования инсайдерской информации», — сообщила УрБК руководитель отдела корпоративного права компании «ИНТЕЛИС — правовая поддержка» Татьяна Львова, комментируя закон о недобросовестных практиках на финансовых рынках.

«По мнению специалистов из смежного подразделения нашей компании, оказывающего услуги в области корпоративных финансов, на сегодняшний день ущерб от использования инсайдерской информации в России не превышает несколько миллионов долларов в год. В то же время российский фондовый рынок растет колоссальными темпами, соответственно, также быстро растет и количество компаний, которые привлекают средства путем размещения пакетов акций и облигационных займов на фондовом рынке. Поэтому появление закона об инсайдерской информации и внесение соответствующих поправок в Уголовный кодекс, предусматривающих уголовное преследование за нарушения этого закона, является весьма прогнозируемой мерой решения потенциальных проблем», — заявила Т. Львова.

«В тоже время зарубежная практика применения аналогичных законов об использовании инсайдерской информации показывает, что большинство преступлений в этой сфере своевременно не выявляются, что говорит о недостаточной эффективности применяемых контрольных процедур и ответственности. Именно поэтому уже сейчас можно говорить о том, что и в нашей стране применение закона об инсайдерской информации на практике будет весьма затруднительно, и, прежде всего, сложности возникнут со своевременным предупреждением и сбором доказательств в отношении совершенных правонарушений», — утверждает Т. Львова.

«На наш взгляд, максимально эффективной мерой по борьбе с использованием инсайдерской информацией, кроме стандартных мер по возмещению ущерба, выплате крупных штрафов и уголовной ответственности, должно стать повышение прозрачности корпоративного управления и разграничение доступа к информации, которая может быть использована в качестве инсайдерской», — заключила Т. Львова.


Другие материалы по теме: