«Уральский рабочий», Лев Кощеев пишет: «Чебуречечная вместо театра?»

19 июля 2006 (10:58)

Мы привыкли гордо именовать Екатеринбург «одной из культурных столиц России», охотно вспоминая в разговоре с иногородними созвездие уральских имен: Бутусов, Крапивин, Ваганова, Пресняковы, Коляда, Хотиненко...

Однако «культурная» столица - это не число знаменитостей на каждые сто тысяч жителей. Это средняя культурность горожан в целом. Выразительный показатель такой культурности - то, как вышеупомянутые звезды себя в родном городе чувствуют.

14 июля был разгромлен Театр Коляды. Сцена, кресла, реквизит сломаны, актеров в помещение не пускают. Ладно, хулиганы и вандалы есть везде. По-настоящему интересно, что правоохранители «культурной столицы» приняли сторону вандалов. Видимо, те смогли предложить нечто более интересное, чем драматурги-экспериментаторы.

Непонятна позиция некоторых чиновников от культуры. По идее, им надо чем-то отчитываться. Ну и отчитывались бы тем, что в регионе работает известный в стране и в мире театр, проходят общероссийские конкурсы драматургов. Более того, театр поддержан на президентском уровне, поддержан губернатором (кстати, правоохранителям тоже это не вредно помнить). Но мелкой чиновной поросли высокие начальники не указ - они с загадочным упрямством поддерживают некий «центр поэзии», который не известен решительно ничем, кроме как тем, что отравляет жизнь известному драматургу. Слава сродни дантесовой.

Все эти странности вкупе заставляют верить: тем, от кого зависит судьба театра, гораздо нужнее подвал в центре города. Можно открыть питейное заведение, навроде того, что громоздят рядом с Домом писателя. Вот так в «культурной столице» воплощается в жизнь классический анекдот, в котором некий гражданин звонил в министерство культуры и спрашивал: «Это чебуречечная?»

Теперь общественность. То, что 95 процентам населения какой-то там театр абсолютно не интересен, никаким открытием не является. Эти люди последний раз были в театре в пятом классе. Даже если они решат приобщиться к культурке, они пойдут в большой театр с колоннами и буфетом, но никак не в подвал на пьесу с горькими вопросами.

А что же 5% культурной общественности? Кто-то вообще не понимает, зачем городу свои театры - потребности местных театралов вполне могли бы удовлетворить гастролеры. Легко догадаться, что аналогичным образом не нужны филармония и местные писатели. А часть тех, кто обожает помянуть всуе Альмодовара и Уэльбека, скандал вокруг театра заинтересовал слухами об открытии в подвале ресторанчика - люди радуются, активно интересуются меню и ценовой политикой будущего заведения.

Получается, гораздо больше за Коляду переживают в Питере, Москве и даже в далеком Авиньоне, где сейчас проходит международный театральный фестиваль. Любые титулы и звания нужно периодически подтверждать. Екатеринбург, приходится это признать, звание «культурной столицы» подтвердить сегодня не сумел.

Впрочем, еще не все потеряно. Еще можно вмешаться в судьбу подвала, где находится центр театральной жизни России. А если не судьба, то ведь Коляда и его труппа умеют работать буквально на пятачке. Даже сцена актового зала школы, подросткового центра, заводского клуба огромна по сравнению с тем, что было в том подвале. И таких сцен в городе — десятки.

Если ни на одной из них места для Театра не найдется — тогда действительно все разговоры о «третьей» или «культурной столице» надо прекращать.


Другие материалы по теме: