«Российская газета» и Илья Акимов: «Аэропортам и дорогам «подкинули» денег»

15 августа 2006 (08:55)

Проект бюджета-2007 в ближайшие два дня будет внесен в правительство

Сегодня, в крайнем случае -завтра, минфин внесет в правительство проект бюджета 2007 года. Б четверг, 17 августа, его уже собираются обсуждать на заседании кабинета Министров. А в Госдуме уже неделю идет напряженная работа над параметрами главного финансового плана страны в так называемом нулевом чтении.

Депутаты уже проанализировали важнейшие статьи законопроекта, выверили цифры расходов и доходов. И даже подвели предварительные итоги на заседании трехсторонней комиссии по бюджету, в которой принимали участие представители обеих палат Федерального Собрания и правительства РФ. Об итогах нулевого чтения проекта бюджета-2007 корреспонденту «РГ» рассказал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

— Пока что можно говорить о предварительных результатах и цифрах, — заметил Юрий Васильев. — И лишь после тщательной обкатки и корректировки проекта бюджета на 2007 год на высшем уровне можно обсуждать более подробно и его параметры, и характеристики. Сейчас же могу сказать, что в основном депутатам удалось решить главные вопросы по дополнительному финансированию важнейших экономических и социальных направлений. Например, удалось сверх первоначально намеченного выделить миллиарды рублей на строительство дорог как федерального, так и местного значения. Недопустимо, что 50 тысяч населенных пунктов страны практически оторваны от областных центров. Всего же на дорожное строительство будет заложено 85,3 миллиарда рублей. Для сравнения скажу, что сначала правительство планировало всего 36 миллиардов рублей.

Кроме того, после последних авиакатастроф становится очевидным, что проблема строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос и центров управления полетов требует государственной поддержки и дополнительного бюджетного финансирования. Только на строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос целесообразно выделить сверх планируемого не менее 8 млрд. рублей, а на модернизацию и строительство международных аэропортов 3,2 миллиарда рублей. Дополнительные средства позволят ввести в эксплуатацию первые очереди взлетно-посадочных полос в аэропортах Домодедово, Внуково, Шереметьево, Сочи уже в 2008 году вместо 2010 года, как намечалось ранее.

Не забыли мы и о таком важном виде транспорта, как метро. На его развитие выделено дополнительно 6 миллиардов рублей. В том числе на строительство и расширение метрополитена в регионах. К примеру, в Свердловскую область на эти нужды выделено из дополнительной суммы 1 миллиард рублей.

Вообще бюджет 2007 года характеризуется как бюджет стратегического развития и инвестиционной поддержки важнейших отраслей экономики страны. Он нацелен на развитие производственного сектора, внедрение в экономику новейших высоких технологий. Основной задачей правительства РФ до 2010 года, определенной в Стратегии развития экономики России, является обеспечение высоких устойчивых темпов роста экономики и сокращение разрыва уровня экономического развития с ведущими странами Запада. При этом особая роль должна уделяться мерам, стимулирующим экономический рост, включая повышение качества инфраструктуры. А это означает качественно новое направление в экономической стратегии страны, ориентированное не столько, как бывало прежде, на экспорт природных ресурсов, а на развитие производства. Естественно, все это предполагает увеличение расходов инвестиционного характера, включая Инвестфонд и расходы на национальные проекты.

Для нас, законодателей, важно обеспечить четкую работу бюджетных механизмов, направленных на устойчивое и динамичное увеличение инвестиций в производственный сектор экономики страны. Прежде всего более четкую и обоснованную диверсификацию финансирования жизненно важных отраслей экономики. В проекте федерального бюджета на 2007 год объем расходов инвестиционного характера определен в 593,3 млрд. рублей (без учета расходов на реализацию национальных проектов). Однако, по экспертной оценке, эта сумма не позволяет решать вопросы, связанные с развитием потенциала транспортной, телекоммуникационной, энергетической инфраструктур и инновационной деятельности. И здесь, считаю, бюджет необходимо «подкорректировать».

Я бы особо выделил развитие отечественного производства в сфере информационно-коммуникационных технологий. Одним из основных направлений в этой области является создание технопарков. В настоящее время разработана и утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопаров в сфере высоких технологий», предусматривающая софинансирование из средств федерального бюджета строительства пяти пилотных технопарков. В финансировании нуждается и развитие индустрии нанотехнологий. На их развитие в бюджете дополнительно будет выделено 5,8 миллиарда рублей. Столько же будет направлено сверх ранее планируемого и на строительство Белозерской электростанции, работающей на быстрых нейтронах.

Особое внимание, как всегда, отводится проблеме межбюджетных отношений. Здесь будет опробована новая методика, направленная на стимулирование регионов самостоятельно развивать свою экономику. В бюджете заложат финансовые возможности, способные заинтересовывать субъекты Российской Федерации активно развивать свою инфраструктуру и производство, а не ждать дотаций из Центра,

Ведь бюджетные средства должны стать не только серьезным стимулом развития отрасли, но и создать реальные предпосылки для ускорения темпов экономического роста регионов и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. В Федеральном фонде поддержки регионов на эти цели запланировано, по предварительной оценке, почти 250 млрд. рублей.

Естественно, суммы расходов должны подкрепляться не менее убедительными цифрами доходов. Помимо традиционных доходов от экспорта нефти, мы надеемся получить прибыль за счет использования схемы, которая была уже нами задействована год назад. Тогда часть расходов федерального бюджета на 2006 год была профинансирована за счет дополнительных доходов 2005 года. Правительство прогнозирует увеличение доходов федерального бюджета в 2006 году на 970 млрд. рублей. За счет этого можно будет увеличить расходы на 2007 год еще на 100 млрд. рублей. Кроме того, мы предлагаем предусмотреть в тексте закона о федеральном бюджете на 2007 год статью, которая разрешит использовать отдельным главным распорядителям в 2007 году остатки средств, образовавшихся на их счетах на конец 2006 года. Напомню, что такая статья ежегодно принимается в тексте бюджета. Сейчас точно определить сумму трудно, но, бесспорно, это предложение даст значительную прибавку. Помимо этого, экономия по процентным расходам на 2007 год может составить не менее 25 млрд. рублей.

Но, еще раз повторю, сверка параметров проекта бюджета состоится 17 августа. А затем, после доработки, он будет из правительства направлен в Думу для обсуждения и принятия депутатами. Традиционно проект бюджета поступает из правительства в Госдуму 26 августа. Вот тогда и начнется новый этап, пожалуй, самый ответственный и сложный, подготовки законопроекта о бюджете к первому чтению. Так что впереди нас ждет еще большая работа. Хотя в последние годы благодаря обкатке предварительных параметров бюджета в нулевом чтении рутинности становится все меньше. Процесс принятия главного экономического закона страны проходит все более конструктивно и слаженно.


Другие материалы по теме: