Рейтинг инвестиционной привлекательности Свердловской области

7 декабря 2000 (17:32)

Вот уже на протяжении пяти лет журнал «Эксперт» составляет рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Очередной такой рейтинг был опубликован чуть больше месяца назад. Рейтинг составлен в плоскости риск-потенциал. И риск, и потенциал определяются как интегральные показатели по ряду параметров. В принципе, рейтинг достаточно понятен и доступен для использования.


По оценке «Эксперта», Свердловская область все прошедшие годы сохраняет неизменное четвертое место по инвестиционной привлекательности. При этом сразу за ней следует соседний Ханты-Мансийский автономный округ. Стабильное место Свердловской области объясняется, конечно же, объективными факторами. Прежде всего, область занимает одно из ведущих мест среди регионов России по трудовому потенциалу: четвертое место после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга по числу работающего населения. Следует учесть, что и квалификация работающих, по крайней мере, не ниже, чем в двух столицах. Доля работающих с высшим и средним специальным образованием существенно выше среднероссийской. При этом имеются определенные перспективы роста кадрового потенциала, что подтверждается хотя бы состоянием рынка труда в Свердловской области. По оценкам службы занятости, в ближайшие годы необходимо привлечь еще несколько десятков тысяч рабочих рук, как минимум.


То же четвертое место занимает Свердловская область и по объему промышленного производства. При этом обгоняют ее только экспортно-ориентированные Ханты-Мансийский округ (ТЭК) и Красноярский край (алюминиевый комплекс), и, естественно, Москва. Москва еще в советское время давала достаточно большой объем продукции, и даже тот значительный спад, который она пережила в 1991-1999г.г., не смог поколебать этого положения. А спад был действительно существенным: в 1999г. физические объемы производства в столице составили лишь 35,5% от 1991г.


Санкт-Петербург уже прилично отстает от Свердловской области, занимая шестое место. По нему спад 1991-1999г.г. ударил не менее существенно, чем по Москве (примерно такие же показатели спада), при этом Санкт-Петербург занимает отнюдь не почетное второе место среди регионов с наибольшим обвалом производства, а Москва — третье. Здесь Свердловская область отличается завидной стабильностью, по сравнению с двумя столицами, она не вошла в двадцатку регионов с наибольшим спадом производства. Хотя доля машиностроения (в том числе, оборонной промышленности), на которое и пришлось основное падение объемов производства в период экономических реформ, на Урале никак не ниже, чем в двух столицах. Тем не менее, проводившаяся в Свердловской области политика по сохранению промышленных предприятий принесла более заметные результаты, нежели в Санкт-Петербурге и в Москве.


Справедливости ради надо отметить, что Свердловская область не вошла и в двадцатку тех субъектов федерации, где спад производства был наименьшим. Но это, за редким исключением, чисто сырьевые экспортно-ориентированные регионы (те же Красноярский край и автономные округа Тюменской области, например). В целом же только один (!) регион в 1999г. превысил физические объемы 1991г. на 3,9%. Легко догадаться, что это был Ямало-Ненецкий автономный округ, где такой выбивающийся из общего ряда рост пришелся, в основном, на увеличение добычи газа, который опять же идет на экспорт.


С другой стороны, оценивается также степень риска для инвестора. Инвестиционный риск в Свердловской области интегрально оценен как средний. Основные его компоненты приходятся на экологический, законодательный и политический. Высокая степень экологического риска легко объяснима наличием массы металлургических предприятий. В то же время, как отмечают сами составители рейтинга, экологическая составляющая для инвесторов особенно существенной не является.


Законодательный риск в Свердловской области вполне объясним. С 1996г. никаких законодательных новаций, направленных на гарантирование сохранности инвестиций, не вносилось. Более двух лет в Законодательном собрании практически неподвижно лежит проект закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Свердловской области». Причины такой инертности законодателей напрямую связаны со следующим компонентом инвестиционного риска — с политическим. Но, в принципе, законодательный риск примерно процентов на 10 может быть связан с самим регионом, и на 90% — с непредсказуемостью федеральных законодателей.


Можно предположить, что высокая степень политического риска, по оценке «Эксперта», связана с предвыборной ситуацией. Политическая жизнь в Свердловской области весьма интенсивна, можно говорить о наличии развитых политических структур, которые существуют в виде региональных движений и блоков. Сложилось так, что четыре раза в течение практически одного года в области проходят выборы разного уровня. Этот период как раз пришелся на 1999-2000г.г. В таких условиях, разумеется, значительные усилия групп влияния отвлекаются на подготовку и проведение избирательных кампаний. При этом экономические вопросы остаются как бы в тени политических.


Однако следует отметить, что, несмотря на четкую структурированность политической элиты в области, различные ее группы, в целом, способны найти какие-то компромиссные решения по основным вопросам. Это свидетельствует как об их ответственности, так и о наличии устойчивой экономико-политической структуры в области. Подобная согласованность действий различных групп внутри областной элиты позволяет обычно не доводить ситуацию до критической. По крайней мере, осознанные действия по дестабилизации обстановки в отдельных городах и районах предпринимают только группы маргинального характера, которые не вписались в сложившуюся политико-экономическую ситуацию и которым нечего терять.


На самом деле различные группы элиты в Свердловской области действуют на основании своих прагматических интересов. Именно на этом и основываются компромиссы при решении спорных вопросов о собственности, при принятии бюджета на 2001г., когда прагматическая ориентация большинства групп элиты полностью проявилась. Практика взаимодействия групп политической элиты области с финансово-промышленными группами показывает, что те политические или экономические группы, которые не вписываются в действующие правила игры, проходят через два этапа: во-первых, утрата основных экономических рычагов или источников финансирования, во-вторых, более или менее постепенная утрата роли и места в политической или, соответственно, экономической жизни области.


Любопытно, что при относительно высоком политическом риске, Свердловская область оказывается весьма привлекательной для иностранных инвестиций. За последние три года количество прямых иностранных инвестиций по сравнению с 1991-1997г.г. выросло в 9 раз. Такой динамики роста нет ни у одного другого субъекта федерации. Фактически, этот рост приходится на 1999 и 2000 г.г. — в 1998 г. был сильный провал, связанный с августовским кризисом.


Сами авторы рейтинга отмечают, что иностранцы особенно чувствительно относятся именно к политическим рискам. Тем не менее, иностранцы вкладывают деньги в Свердловскую область, причем все возрастающими темпами.


Другие материалы по теме: