«Вечерний Екатеринбург», Виктор Толстенко пишет: «Репортаж — даже с петлёй на шее»

8 сентября 2006 (10:54)

Сегодня - Международный день солидарности журналистов. Коллеги по цеху прекрасно знают историю этой даты. Для читателей же — небольшой экскурс. 8 сентября 1943 года в Германии был казнён чехословацкий журналист, писатель-антифашист Юлиус Фучик. Всему миру он стал известен тем, что, находясь в застенках пражской тюрьмы, написал книгу «Репортаж с петлёй на шее»: После смерти автора его книга была переведена на 70 языков мира. С 1958 года день смерти Фучика стал отмечаться как Международный день солидарности журналистов. О значимости и весомости этого дня могут сказать хотя бы два факта. После распада так называемого социалистического лагеря в конце XX века уже Организация объединённых наций назвала 8 сентября Международным днём солидарности журналистов. Вручение Пулитцеровской премии — самой престижной премии журналистов в Америке — происходит почти всегда 8 сентября.

С одной стороны, это сугубо профессиональный праздник, призывающий журналистов ощутить своё единение. Не случайно последнее время на сентябрь подгадывают различные конференции, выставки, симпозиумы, посвященные печатному и вещательному делу. Короли репортажей и принцессы интервью, магнаты медийного бизнеса говорят о проблемах нелёгкого и подчас опасного ремесла и вообще средств массовой информации в обществе и государстве. Первокурсники журфаков поднимают в этот день первый официальный тост за избранную профессию...

По сути, невозможно рассказать о ней что-то новое тем, кто постоянно с журналистикой сталкивается — каждое утро, день и вечер; я имею в виду вас, читатели, слушатели и зрители. Вы отлично разбираетесь, где корреспондент сказал правду, а где лукавит; какой комментатор докапывается до истины, а кто лишь отрабатывает хлеб. Есть программы и газеты, встреч с которыми ждут с нетерпением, а иные — надоевший подъездный мусор или экранная жвачка.

Впрочем, настоящие журналисты (и не обязательно с профильным факультетским образованием; в нашем цехе сегодня чуть не половина тех, кто имеет иное изначальное образование) не особо любят распространяться о своей профессии. Зато они умеют честно и добросовестно рассказать о том, что видят; размышляют вслух и делятся своими соображениями с обществом; причём истинный журналист видит в каждом из читателей-зрителей своего персонального собеседника. Как бы глаза в глаза. Тут-то уж точно не соврёшь! Сделаешь всё, чтобы не быть пойманным на слове...

По моему, например, твёрдому убеждению, составить буковки в слова, а слова — в предложения не бог весть какая наука, и делается это профессионалом, поверьте, очень споро. Главное в журналистике — наблюдение, сопоставление фактов и тенденций, изучение предмета разговора с читателем; мысль, наконец, которую вынашиваешь долго, если сравнивать время её поиска со скоростью профессионального письма. Но важно при этом понимать, что «писатели на скорую руку», как ещё, бывает, именуют нас, журналистов, обязаны успеть изучить как можно более точек зрения, с тем чтобы граждане, которые ждут новостей и аналитических раскладов, могли приложить к ним своё видение проблемы. Настоящий читатель-зритель отнюдь не ждёт от журналистов дидактики и нравоучений — он ждёт настоящей помощи в осмыслении происходящего. А иногда и самой что ни на есть конкретной помощи в самой что ни на есть конкретной ситуации.

И вот это понимание того, что зрелая журналистика — не профессия, где слава и лавры, а отражение состояния гражданского общества, один из его институтов (суть которого — тормошить и будоражить, выявлять и просвещать etc), рождает исключительно ёмкие, актуальные и читаемые, действенные работы корреспондентов и редакторов.

Журналист — не одиночка, журналистика — барометр здоровья гражданского общества.


Другие материалы по теме: