В поиске решений для легкой промышленности

За последние 10 лет предприятия легпрома области снизили объемы производства более чем в 10 раз.

Свердловская область, как и Урал в целом, является регионом, для которого характерно преобладание базовых отраслей и машиностроения, то есть того комплекса отраслей, который принято называть тяжелой промышленностью. В то же время, на Урале издавна существовала и легкая промышленность. Просто обычно о ней не упоминают, считая ее не основной, побочной отраслью. Всего в Свердловской области около четырех десятков предприятий этой отрасли. Они принадлежат к пяти подотраслям: текстильной; кожевенной, меховой и обувной; швейной; производству металлофурнитуры и фарфоровой. Последнюю традиционно не относили к легкой промышленности, хотя для этого есть основания — она производит конечную продукцию, работает непосредственно на потребительский рынок.

Объединение

Свердловская область, как и Урал в целом, является регионом, для которого характерно преобладание базовых отраслей и машиностроения, то есть того комплекса отраслей, который принято называть тяжелой промышленностью. В то же время, на Урале издавна существовала и легкая промышленность. Просто обычно о ней не упоминают, считая ее не основной, побочной отраслью. Всего в Свердловской области около четырех десятков предприятий этой отрасли. Они принадлежат к пяти подотраслям: текстильной; кожевенной, меховой и обувной; швейной; производству металлофурнитуры и фарфоровой. Последнюю традиционно не относили к легкой промышленности, хотя для этого есть основания — она производит конечную продукцию, работает непосредственно на потребительский рынок.

Наиболее емкий потребительский рынок — разумеется, в крупных городах. Именно поэтому, а также в силу обеспеченности трудовыми ресурсами третья часть легпрома сосредоточена в Екатеринбурге. Такая же часть работников отрасли живет в областном центре. Кроме того, есть ряд предприятий в Богдановиче, Березовском и Камышлове. В советское время отрасль работала более или менее успешно. Основным преимуществом ее перед той же металлургией (и машиностроением) является более быстрая окупаемость. В конце 80-х — начале 90-х годов время оборота финансовых средств в отрасли составляло в среднем примерно 45 дней. В тяжелой промышленности этот период исчисляется годами. Кроме того, отечественный потребительский рынок был в большой степени закрыт от импорта. Соответственно, не было стимулов повышать потребительские качества продукции. Именно поэтому отечественная продукция оказалась неспособной конкурировать с импортной. За последние 10 лет такой фактор, как низкая конкурентоспособность отечественных товаров, сильно ударил по легкой промышленности России. Покупатель отвернулся от отечественной продукции. В настоящий момент, по оценкам Института экономики УрО РАН, доля потребления отечественных товаров в Свердловской области равняется примерно 15 %.

Предприятия легпрома области снизили объемы производства более чем в 10 раз. Еще больше снизилась доля отрасли в общем объеме промышленного производства: если в 1991 г. она составляла примерно 5,4 %, то сейчас — 0,4 %. Это отражает общее «утяжеление» структуры промышленного производства, связанное с резким усилением роли базовых отраслей, то есть металлургии. Практически все предприятия легкой промышленности в Свердловской области приватизированы. В государственной собственности осталась только Североуральская швейная фабрика и в муниципальной Дегтярская и Красноуральская швейные фабрики. Общее значение их крайне невелико. Другой причиной падения объемов производства стал недостаток оборотных средств. Эта проблема имела место и в других отраслях, например в металлургии. В алюминиевой подотрасли для обеспечения необходимого оборотного капитала применялись толлинговые схемы — переработки давальческого сырья. Во всем мире эта схема используется обычно как раз в легкой и пищевой промышленности — в отраслях, которые непосредственно работают на потребительский рынок, но не в металлургии. В Санкт-Петербурге многие предприятия легкой и пищевой промышленности работали и продолжают работать по схемам переработки давальческого сырья с европейскими партнерами. В Свердловской же области на давальческом сырье активно работает только екатеринбургская фабрика «Одежда». Фабрика получает сырье от иностранных фирм (например от «Amex») и шьет из него готовые изделия, которые забирает западный партнер. Схема переработки давальческого сырья снимает с предприятия массу проблем: не надо искать источники сырья, заботиться о сбыте продукции. Кроме того, несколько облегчается налоговое бремя — поскольку ни сырье, ни готовая продукция не являются собственностью самого предприятия, оно не платит налог на добавленную стоимость. В результате применения данной схемы фабрике «Одежда» удалось выжить в середине 90-х годов. Сейчас предприятие активно работает на отечественный рынок (прежде всего Свердловской области), пытается налаживать собственную сбытовую сеть. Характерно, что основным конкурентом можно считать наших соседей, прежде всего челябинцев.

Рентабельность в отрасли

После кризиса 1998 г. резко выросли цены на импорт. В связи с этим возникла необходимость замещения его отечественной продукцией, что дало шанс отечественной легкой промышленности поправить свое положение. Отчасти этим шансом удалось воспользоваться. В 1999 г. отрасль в целом вышла из разряда убыточных, однако существенного улучшения не произошло. По-прежнему более половины предприятий легкой промышленности остаются убыточными. Крайне низкой остается рентабельность в отрасли. В легкой промышленности Свердловской области средняя рентабельность составляет всего 2 %. Следствием этого является недостаток капиталовложений. Нет инвестиций — не обновляется оборудование, нельзя сменить ассортимент, следовательно, теряется место на потребительском рынке. Предприятия часто обращаются с просьбой о государственной поддержке, однако не вполне ясно, в какой форме она может осуществляться. Во-первых, у государства просто нет денег — областной бюджет, как известно, дефицитен. Во-вторых, по действующему законодательству всякое выделение бюджетных средств хозяйствующему субъекту может производиться только на возвратной основе. Если предполагается, что предприятию дадут бюджетный кредит, а потом спишут, то это возможно только в случае банкротства. Кроме того, такой вариант не вполне корректен с точки зрения законодательства, в том числе и УК, где предусмотрена ответственность за умышленное банкротство. В-третьих, даже льготы по налогу на прибыль при рентабельности в 2 % вряд ли существенно скажутся на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, да и дело идет к существенному урезанию таких льгот. В то же время следует отметить, что такой низкий средний показатель рентабельности по отрасли в целом дают предприятия, построенные еще в советское время. На малых предприятиях рентабельность выше в несколько раз, иногда в десятки раз. Это связано с тем, что они способны более гибко реагировать на спрос, активнее работать с потребителем. Кроме того, объем инвестиций, необходимых малым предприятиям, обычно меньше, чем заводам, оставшимся от плановой экономики.

Система сбыта

В целом основной проблемой предприятий легкой промышленности является работа с потребительским рынком, то есть сбыт. Из предприятий, оставшихся еще с советских времен, в этом отношении успешно работают уже упоминавшаяся фабрика «Одежда» и Богдановичский фарфоровый завод. У фарфорового завода примерно треть всей продукции закупают датские оптовые фирмы. Российская посуда крайне дешева по европейским меркам и поэтому продается на Западе. За счет этих поставок в Европу завод и существует, платит заработную плату, содержит социальную сферу. В то же время, сети продаж даже по области у завода нет. По-видимому, руководство предприятия вполне устраивает сложившаяся система работы с крупным оптовым покупателем. Но данная ситуация, которую в принципе можно назвать монопсонической (рынок с одним покупателем), в стратегическом отношении опасна. Уйдет оптовик — и что делать? Закрывать завод? Пока, к счастью, это только гипотеза. Налаженной системы сбыта у крупных предприятий легкой промышленности Свердловской области пока нет. Попытки ее создания предпринимает только фабрика «Одежда». Без нее предприятия не имеют перспективы, что видно на примере фабрики «Уралобувь», которая сейчас интересна только как имущественный комплекс. Ее место на рынке занимает челябинский «Юничел», у которого есть серьезный западный инвестор и отлаженная сбытовая сеть, продвигающаяся в нашу область. В принципе у местного легпрома есть определенная потребительская группа, на которую он может работать. Низкооплачиваемые категории работников, пенсионеры тоже покупают посуду и одежду. Впрочем, количественные характеристики этого сегмента потребительского рынка в настоящий момент не определены, и таких попыток пока не наблюдается. Однако о достаточной емкости этого рынка свидетельствует то, что товары наших соседей — производителей Челябинской и Пермской областей продвигаются успешно.


Другие материалы по теме: