«Коммерсант», Вера Степанова пишет: «Только дирижаблем можно долететь. Свердловские власти придумали, как поучаствовать в «Урале промышленном»

6 октября 2006 (10:58)

Вчера стало известно, что правительство Свердловской области решило организовать в регионе производство дирижаблей, которые будут использоваться при реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Для этого областные власти планируют привлечь средства из федерального инвестфонда. Однако в России уже есть лицензированный производитель дирижаблей, готовый полностью закрыть потребности рынка. Таким образом, свердловскому правительству придется либо вступить в кооперацию с ним, либо пробиваться на уже занятый рынок.

Как сообщили вчера в пресс-службе министерства промышленности Свердловской области, губернатор Эдуард Россель и премьер областного правительства Алексей Воробьев выступили с инициативой организовать в регионе базу для серийного производства дирижаблей, которые могли бы доставлять геологов, строителей и нефтяников на северные месторождения Полярного и Приполярного Урала. Такое необычное предложение в областном правительстве объяснили тем, что железнодорожные и автомобильные магистрали в рамках проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» от Екатеринбурга до Ханты-Мансийска и по восточному склону Уральского хребта будут построены не раньше, чем через четыре года. Новые же транспортные системы для доставки грузов и пассажиров на север УрФО и в труднодоступные районы понадобятся уже в самое ближайшее время. И помочь в освоении Приполярного Урала должны именно дирижабли, которые в отличие от вертолетов могут преодолевать от 3,6 тыс. до 30 тыс. километров без остановки, им не нужны взлетно-посадочные площадки, а автономность их работы достигает нескольких суток. К тому же, они гораздо экономичнее вертолета, считают в областном правительстве.

Как пояснил «Ъ» начальник управления научно-технической политики областного минпрома Евгений Кремко, пока проект находится в стадии разработки. На следующей неделе министерство должно совместно со специалистами УГТУ-УПИ, УрО РАН и машиностроительными предприятиями региона сформировать проект создания производственной базы. В пул заводов, которые могут принять участие в этом проекте, попали Уральский завод гражданской авиации, ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод», ФГУП «НПО Автоматики», ФГУП «ОКБ «Новатор» и ОАО «НПП «Старт» – они, по мнению специалистов минпрома, могут обеспечить производство дирижаблей всеми необходимыми комплектующими.

Ориентировочно стоимость проекта и создание пилотной модели воздушного судна может составить $30 млн. Планируется, что инвестиции будут получены из областного бюджета, а также из средств федерального инвестфонда. Напомним, что недавно глава Госдумы Борис Грызлов пообещал придать проекту «Урал промышленный – Урал Полярный» статус федеральной целевой программы.

При разработке уральского дирижабля областные промышленники намерены опираться на опыт зарубежных производителей подобных летательных аппаратов, а также наработки, которые оставили после себя специалисты специального КБ, работавшего в 1980-е годы в Верхней Салде. Первоначально предполагается изготовить дирижабли небольшой грузоподъемности для мониторинга местности и проведения топографической съемки, а впоследствии выйти на производство транспортных дирижаблей грузоподъемностью 160 тонн и стоимостью порядка $1,5 млн.

Потребности в дирижаблях в стране сегодня действительно есть. По оценкам участников рынка, повышенный интерес к ним помимо рекламных агентств начинают проявлять нефтегазовые и горнодобывающие компании. Годовая потребность российского рынка в дирижаблях сегодня оценивается уже в несколько десятков аппаратов, а к 2009 году она может вырасти до 100 штук.

Между тем сейчас в России уже работает производитель дирижаблей для патрулирования местности и мониторинга – ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ», вице-президент которого Михаил Талесников с удивлением вчера узнал о планах свердловских властей. Как заявил он «Ъ», областным властям будет крайне сложно самостоятельно организовать подобное производство. «Желающих строить дирижабли в России очень много. Однако до сих пор «Авгуръ» является единственным предприятием, имеющим на это лицензию, так как получить ее очень сложно: необходимо, чтобы при производстве была собственная научная база. У нас ушло несколько лет, чтобы нам выдали лицензию. К тому же наши предприятия способны будут удовлетворить весь спрос на эти летательные аппараты». Поэтому для свердловского правительства было бы логично не выходить с большим опозданием на занятый рынок, а вступить в кооперацию с нами, считает господин Талесников.


Другие материалы по теме: