«Российская газета», Мария Агранович пишет: «Диплом на полку. До 70 процентов профессиональных знаний выпускников не востребованы на рынке труда»

17 октября 2006 (11:00)

Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики провел исследование «Мониторинг экономики образования». Специалисты выяснили, как и на что расходуются деньги в российском образовании.

По данным экспертов, удельный вес расходов на образование в консолидированном бюджете РФ за последний год достиг 13,3 процента и составил 790 миллиардов рублей. По мнению аналитиков, эта цифра вполне сопоставима с суммами, которые расходуются на образование в развитых странах мира. Особенно это заметно, если сравнить расходы на образование в процентах от ВВП. Так, в России это около 5,5 процента, в Германии - 4,8, в Польше - 5,6. И только в Норвегии, Швеции и Дании наблюдается большой отрыв. В первых двух странах на образование тратится до 7,6 процента ВВП, а в Дании - и вовсе 8,5 процента.

В частности, за прошедший год больше всего средств было вложено в высшее профессиональное образование. В 2005-2006 годах его финансирование шло, по сравнению с другими образовательными ступенями, поистине опережающими темпами. Так, по сравнению с 2000 годом, расходы на одного студента выросли почти на 20 процентов и составляют сегодня в фактических ценах почти 42 тысячи рублей. Да и материально-техническое состояние вузов улучшилось, а уровень интернетизации вузов, и в особенности ссузов и ПТУ, вырос на 20 процентов.

Однако как бы внимательно государство ни относилось к высшей школе, по мнению ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, есть и критические моменты. Прежде всего это нерациональное использование выделяемых средств.

Не секрет, что половина выпускников вузов работают не по специальности. Зачастую для их послевузовской работы достаточно и трех-четырех лет образования на уровне бакалавра. Но большинство проучились в вузе пять, а то и все шесть лет, и многие - на деньги налогоплательщиков. Как выяснили исследователи, руководство вузов зачастую не может правильно использовать выделенные средства: 80 процентов направляют деньги на ремонт, чуть больше половины - повышают зарплаты. И только 10 процентов ректоров готовы пустить средства на совершенствование учебного процесса.

По словам Ярослава Кузьминова, приоритетом остается «латание дыр, а не инвестиции в развитие». Это - плохой сигнал, считает он.

Более того, оказывается, что в ситуации, когда высшее образование становится поистине всеобщим, тоже мало хорошего. «Сложился некий социальный стандарт обязательности высшего образования, - считает Кузьминов. - Молодого человека просто не возьмут на целый ряд должностей без диплома о «вышке». Спрос на диплом специалиста огромен, но если в США его обеспечивает двухгодичный колледж, то в России этот спрос покрывается по-прежнему 5-летним образованием, выпускающим специалистов, которые вовсе и не собираются идти работать по специальности. Результат - в различного рода агентствах, крупных магазинах сегодня работают и медики, и инженеры, и педагоги... Вот и получается: затратив огромные средства на их обучение, государство по-прежнему испытывает острый дефицит в этих кадрах.

При этом, по данным мониторинга, резко возрос уровень «желаемых» зарплат в образовании. К примеру, только в Москве на вопрос: «Какая зарплата позволит преподавателю отказаться от совместительства?» - педагоги называют среднюю сумму в 36 тысяч рублей, в то время как еще недавно «запросы» были куда скромнее. Московские ректоры, в свою очередь, ради привлечения в вуз нужного преподавателя готовы «положить» ему оклад и в 66 тысяч рублей.

О состоянии экономики страны, по мнению ректора Кузьминова, можно судить по тому, насколько важным в последнее время для россиян становится постоянное место работы. У нас стабилизируется рынок труда, считает ректор ВШЭ. Об этом говорит тот факт, что люди стали больше сил и средств вкладывать в получение дополнительного образования. Так, по результатам мониторинга, примерно в 17 процентах российских семей один из взрослых получает очередное высшее или дополнительное образование. Причем не с целью сменить работу, а как раз наоборот: укрепиться на старой и повысить квалификацию.


Другие материалы по теме: