Алексей Фомин: Для поддержания международного статуса «Уральским Авиалиниям» необходима сертификация IOSA

20 октября 2006 (13:30)

заместитель генерального директора компании «Уральские Авиалинии» по внешним связям Алексей ФоминНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель генерального директора компании «Уральские Авиалинии» по внешним связям Алексей Фомин.

— Алексей Генрихович, авиакомпания «Уральские Авиалинии» начала подготовку к сертификации Международной Ассоциации воздушного транспорта (IATA). Расскажите, что это за организация, решением каких задач она занимается?

— Международная Ассоциация воздушного транспорта (IATA) была создана с целью содействия развитию безопасного, регулярного, экономичного воздушного транспорта, стандартизации деятельности авиакомпаний. Совместно с ведущими авиапредприятиями мировой отрасли гражданской авиации специалисты IATA ежегодно разрабатывают международные стандарты деятельности, технологий, документации для авиационной отрасли.

Сейчас данная сфера предельно регламентирована. К примеру, IATA создает единый формат багажной бирки. На первый взгляд может показаться, что это мелочь, но темпы развития современного воздушного транспорта свидетельствуют о том, что человек, начиная маршрут из Китая, пересаживаясь в различных аэропортах мира, может закончить свое путешествие на западном побережье США. Его чемодан во время всех этих пересадок и перегрузок должен быть обслужен десятками людей различных стран, а информация, которая оставлена на нем служащими одного аэропорта, должна быть понятна другими. Неважно, кто сканировал чемодан, важно, чтобы информация после сканера была обработана и представлена в едином формате, понятном и китайцу, и малайцу, и американцу.

Благодаря деятельности IATA, стандартизированы даже самые незначительные мелочи, что позволяет каждому пассажиру чувствовать себя одинаково уверенно и комфортно в любом аэропорте мира. Опытный воздушный путешественник одинаково хорошо ориентируется в любом уголке мира, потому что все таблички, все технические линии настолько стандартизированы, что неважно — входишь ли ты в аэропорт «Чанги» в Сингапуре или в аэропорт Франкфурта. Различия могут возникать в размерах и возможностях аэропортов, но не в технологических процессах, которыми живет авиационное предприятие и аэропорт.

Одной из важнейших задач IATA является объединение всех существующих программ аудита (проверки) безопасности эксплуатационной деятельности авиапредприятий, создание наилучшей, признанной на международном уровне системы параметров оценки безопасности авиаперевозок.

— Зачем необходима подобная система?

— Стремительное развитие авиационной отрасли тесно связано с активным развитием и ростом авиакомпаний как представителей этой отрасли, технологическим совершенствованием авиатранспорта. В эксплуатацию вводятся новые модели самолетов, спецтехники и различных механизмов, которые обслуживают летный парк.

С недавнего времени вопрос обеспечения необходимого уровня безопасности производственной деятельности компаний, которые эксплуатируют авиатехнику, стал, как никогда, актуальным.

Необходимо, чтобы авиакомпании могли не просто разово обеспечить, но и постоянно поддерживать высокий уровень безопасности на протяжении всей своей деятельности.

Разные страны к решению этого вопроса подходили по-своему, создавая различные системы сертификации, аудита, проверок, лицензирования и т.д. Сегодня в каждой стране имеется своя система обеспечения безопасности деятельности авиационных предприятий.

Однако, несмотря на общую задачу, все эти системы обладали как положительными, так и какими-то специфическими качествами, связанными с географическими, национальными, культурными особенностями стран-разработчиков.

Осознание мировым авиасообществом необходимости объединения всех существующих программ и выработки единой, общепризнанной системы аудита (проверки) безопасности авиапредприятий привело к созданию в 2003 году Международной Ассоциацией воздушного транспорта программы международного аудита эксплуатационной безопасности IOSA.

— В чем заключаются стандарты IOSA, кто проходит сертификацию и какие преимущества появляются у авиакомпании, получившей сертификаты соответствия?

— IOSA (IATA Operation Safety Audit) — «иатовский» аудит безопасности эксплуатационной деятельности. Это программа, составленная из определенных чек-листов, подходов и технологий, которые были отобраны и обработаны из аудиторских программ безопасности множества стран. Был учтен опыт ведущих авиакомпаний США, Европы и России и др.

После широкого представления программы мировой общественности и получения положительных отзывов Ассоциация рекомендовала эту программу в качестве обязательной для всех членов Ассоциации. Были установлены сроки, в которые авиакомпании — члены IATA должны были пройти сертификацию, чтобы подтвердить свое членство в Ассоциации. Любая авиакомпания, желающая стать членом IATA, в обязательном порядке проходит IOSA.

На основании жестких процедурных требований прохождения аудита сформировался достаточно серьезный подход к применению этой программы.

Как показывает практика, прохождение проверки на соответствие требованиям IOSA позволяет авиакомпаниям не только проверить состояние авиапарка, подготовку пилотов, команды бортпроводников и т.д., но и реально ощутить качественные изменения в деятельности всего авиапредприятия. IOSA позволяет систематизировать работу авиакомпании, которая становится более эффективной и безопасной.

Это, в свою очередь, влечет за собой целый ряд изменений в отношениях авиакомпании со своими партнерами. Авиаперевозчики сотрудничают друг с другом, со страховыми компаниями, крупными тревел-агентствами, имеющими мировое имя и определенный вес в отрасли, и т.д. Во всех этих случаях партнеры проверяют друг друга. Чем крупнее авиакомпания, тем шире сеть ее партнеров, которые также вынуждены проходить постоянные проверки. Естественно, что компании, уставшие от взаимных проверок, поддержали инициативу IATA по созданию IOSA — единой проверки, осуществляющейся по определенным технологиям. Сертификат IOSA признается мировыми авиакомпаниями в качестве бесспорного доказательства безопасности деятельности авиапредприятия.

Наличие сертификата IOSA выводит компанию на другой уровень в отношениях с партнерами, дает гарантию уважения и доверия, безопасности вложения денег в авиапредприятие, прошедшее аудит.

— Означает ли это, что достаточно однажды пройти аудит Ассоциации международного авиационного транспорта, чтобы раз и навсегда доказать своим партнерам, что твое предприятие надежно и безопасно?

— Нет. Программа IOSA не рассчитана на проведение разовой проверки и выдачи сертификата на всю оставшуюся жизнь. Сертификат Ассоциации действителен на протяжении 2 лет. Причем если в течение этого периода появляются официальные сведения, что уровень безопасности эксплуатационной деятельности авиапредприятия снижается, то IATA может поручить аудиторской организации проведение внеплановой проверки. И в случае подтверждения сведений о снижении уровня безопасности сертификат IOSA может быть отозван. Другими словами, если авиапредприятие становится участником программы IOSA, оно обязано поддерживать тот высокий уровень безопасности, который обеспечил ему право получения сертификата.

Стоит отметить, что сама программа аудита, ее требования и стандарты постоянно совершенствуются. IATA регулярно отслеживает изменения, которые происходят в отрасли гражданской авиации, собирает и анализирует информацию о новых технологиях эксплуатации самолетов, спецтехники и т.д.

Непрерывно держа руку на пульсе мировых авиакомпаний, IATA, базируясь на их опыте и используя результаты анализа рынка отрасли, выпускает временные изменения в стандартах IOSA. Когда изменений накапливается достаточно много, то производится переиздание «Руководства по стандартам IOSA». Сегодня мы работаем уже по второму изданию «Руководства».

Важнейшая особенность именно этой программы аудита — ее публичность. Ознакомиться со всеми требованиями, которые предъявляются к авиакомпании, можно совершенно спокойно, они в свободном доступе находятся на сайте IATA .

— Что включает программа IOSA?

— Программа IOSA — это 703 обязательных стандарта и 52 рекомендации, которые разбиты на 8 секций, составляющих основу производственной деятельности любого авиапредприятия. В тексте «Руководства» обязательные требования помечаются английским словом SHALL, а рекомендации — словом SHOULD.

Например, там есть секции: «организация системы управления», «техническое обслуживание», «кабинный экипаж», «наземное обслуживание», «грузовые операции», «авиационная безопасность».

В секцию «организация системы управления» входит 55 обязательных требований и 24 норматива, которые носят рекомендательный характер. А в разделе «производство полетов» всего 17 рекомендаций и 256 обязательных стандартов. В других секциях где-то порядка 50—100 стандартов, рекомендаций значительно меньше. Из этого можно сделать вывод, что самое главное для авиакомпании — «производство полетов», поэтому здесь так много обязательных для исполнения стандартов.

— На основе чего создаются эти стандарты?

— Любой процесс в авиакомпании должен иметь документационное обеспечение в виде технологии, руководства, руководящего документа федерального или регионального уровня.

Содержание этих руководящих документов должно быть доведено до каждого исполнителя. Причем исполнителей должно быть ровно столько, сколько прописано в руководящих документах. Для прохождения аудита IOSA руководящим документом является «Руководство по стандартам IOSA».

— Как проводится проверка?

— Проверяется наличие руководящих документов. Кроме того, эти документы должны определенным образом храниться, в них должны своевременно вноситься соответствующие коррективы. Причем последнее изменение не должно быть внесено позднее 10 лет. Если у авиакомпании есть выносные станции, то наличие руководящих документов проверяется и на выносных станциях.

Если в руководящий документ вносятся изменения, то документ должен обновляться не только в основной библиотеке, но и там, где он применяется в непосредственной производственной деятельности.

Аудиторы проверяют не только физическое наличие руководящих документов, но и знание их сотрудниками.

На месте непосредственного исполнения определенных функций работниками авиакомпании аудитор производит либо наблюдение, либо интервьюирование сотрудника.

Вопрос может быть сформулирован таким образом: «Кто должен находиться на данном месте в момент аварийной посадки?» или «Почему в такой-то ситуации Вы должны поступить именно так?» Ответ, который ожидают услышать аудиторы: «Здесь должен находиться бортпроводник № n, об этом говорится в «Руководстве по аварийным ситуациям авиакомпании», которое находится в библиотеке, в кабинете № 101».

Аудитора не устроит ответ: «Здесь должен находиться бортпроводник № 3, потому что так мне сказал инструктор». Подобный ответ регистрирует нарушение требования качественной, безопасной организации труда.

Более 700 стандартов позволяют детально регламентировать работу авиакомпании. Стандартизируется место расположения противодымных масок, необходимых члену экипажа в случае аварийной посадки и возникновения пожара на борту, регламентируется наличие тормозов у тележки, на которой бортпроводники развозят еду во время полета. В числе рекомендаций есть люминесцентная дорожка, которая должна указывать направление движения потока людей к аварийному выходу в случае аварийной посадки.

— Каким образом производится аудит на соответствие стандартам IOSA?

— Международная Ассоциация воздушного транспорта аккредитовала 7 независимых, не входящих в структуру IATA аудиторских организаций, находящихся в разных регионах мира. Они прошли необходимую проверку на предмет соответствия установленным Ассоциацией требований и способности организовать аудит именно в сфере гражданской авиации. Ближе всего к нам расположены две аудиторские компании, имеющие право осуществлять аудит IATA: одна в Германии и одна в Великобритании.

Аудиторы, осуществляющие проверку, проходят специальную подготовку, как профессиональную, так и психологическую — по ведению интервьюирования.

По правилам, установленным Ассоциацией, аудит проводит команда. Схема работы аудиторов четко регламентирована соответствующими документами.

Количество аудиторов зависит от размера авиапредприятия, но чаще всего проверку производят пять аудиторов под руководством главного аудитора. Проверка занимает пять рабочих дней. Оценка некоторых процессов, например линейного производства полетов, может выноситься за пределы пятидневного срока. Аудитор записывается в число пассажиров любого международного рейса. Он имеет право находиться как в салоне самолета, так и в кабине пилотов. Аудиторы могут осмотреть оборудование кабины, понаблюдать за действиями пилотов. Они имеют право осуществлять интервьюирование не только экипажа, но и пассажиров.

Например, перед началом полета бортпроводник должен довести до сведения пассажира, размещенного на месте, примыкающем к аварийному выходу, правила поведения в случае необходимости использования аварийного выхода. Кроме того, на этом месте должен быть расположен пассажир, физически способный оказать помощь экипажу.

Если инструктаж пассажира не был произведен и этот факт выясняется в процессе интервьюирования пассажира аудитором, то стандарт «брифинга пассажира, находящегося у двери аварийного выхода» считается невыполненным.

Важно, что аудитору запрещено вносить в чек-листы собственное мнение. Не может быть в итоговом документе формулировок типа «похоже, что соответствует». Все должно быть четко и ясно: либо соответствует данный показатель, процесс или технология стандарту IOSA, либо не соответствует.

После того как закончена проверка, производится обработка чек-листов. В итоговом документе отмечаются все стандарты, по которым обнаружено несоответствие IOSA. Далее авиакомпания должна разработать план корректирующих действий. На выполнение этого плана дается 12 месяцев. Если авиакомпания в течение этого срока не устранила все найденные недостатки, то сертификата она не получает. Она может продолжать устранять недостатки самостоятельно, а потом снова подавать заявку и заключать договор на проведение аудита.

Авиакомпания, успешно прошедшая аудит, получает сертификат IOSA. На сайте IATA можно познакомиться со списком авиапредприятий, прошедших аудит. Среди российских авиакомпаний единственной, получившей сертификат, является «АЭРОФЛОТ».

— «Уральские Авиалинии» также собираются пройти сертификацию IATA?

— Авиакомпания «Уральские Авиалинии» не является членом IATA, следовательно, прохождение IOSA de jure не является обязательным для нас. Но de facto план стратегического развития компании «Уральские Авиалинии» предусматривает активное сотрудничество с другими авиапредприятиями на международном рынке авиационной отрасли. Мы понимаем, что для поддержания соответствующего статуса на международной арене, для заключения ряда стратегических контрактов нам просто необходима сертификация IOSA, подтверждающая безопасность деятельности нашего авиапредприятия.

Существует информация, что со следующего года стандарты IOSA будут приняты в качестве основы национальной системы сертификации деятельности российских авиакомпаний. Этот факт также подталкивает нас к скорейшему прохождению аудита IOSA.

— На каком этапе сейчас находится компания «Уральские Авиалинии»? Когда планируется прохождение аудита IOSA?

— В июле 2006 года ведущими менеджерами авиакомпании «Уральские Авиалинии» был пройден тренинг по подготовке компании к прохождению сертификации IOSA.

Тренинг проводил специалист аудиторской организации Великобритании капитан Колин Пенни, аудитор, бывший линейный летчик.

После прохождения руководством компании трехдневного тренинга была произведена предварительная оценка флота самолетов «Ту 154 М». Именно на этих машинах осуществляются рейсы «Уральских Авиалиний» в страны европейского союза. «Ту 154 М» — практически единственный отечественный самолет, который пускают в Европу.

По результатам предварительной проверки будет создан документ, где будут обозначены все стандарты, по которым обнаружено несоответствие IOSA.

Сейчас, на основании комплексного плана подготовки к прохождению аудита, мы проводим gap-analysis, т.е. анализ положения авиакомпании по отношению к идеальному состоянию, когда обнаруживается соответствие IOSA по всем 755 стандартам.

Для внутреннего аудита мы используем те же чек-листы IOSA. На данном этапе составляется план корректирующих действий авиакомпании «Уральские Авиалинии» по тем 8 секциям, по которым нам предстоит пройти проверку.

Как только мы максимально приблизимся к идеальному положению, будет отправлена заявка на проведение аудита IOSA. Ориентировочно это планируется сделать к октябрю следующего года.

Мы сознательно поставили перед собой достаточно большой срок, так как «Уральские Авиалинии» совсем скоро начнут активно осваивать эксплуатацию новых для нас машин «А-320». Будет проделана большая работа, связанная с производственной подготовкой этого самолета к полетам. Существуют очень серьезные сроки и требования по техническому обеспечению «А-320, уровню профессиональной подготовки специалистов, которые будут обслуживать этот самолет.

С другой стороны, «Аirbus» производились под программы типа IOSA, в этом отношении их проще готовить к сертификации, чем отечественные машины.


Другие материалы по теме: