«Вечерний Екатеринбург», Евгений Сусоров пишет: «Чтобы «доступность» не осталась на бумаге»
26 октября 2006 (10:58)
Государство вполне искренне хочет помочь гражданам реализовать своё конституционное право на жилище. Государство разрабатывает национальный проект «Доступное жильё», в котором одно из ключевых слов — «ипотека»; а ипотечные кредиты выдают банки, у которых свои интересы — прежде всего прибыль. Тем не менее только за прошлый год, по словам председателя комитета по инвестициям администрации Екатеринбурга Александра Ковальчика, финансовые организации Екатеринбурга заключили с гражданами 6,5 тысячи ипотечных договоров на приобретение жилья. Рынок жилья среагировал молниеносно и предсказуемо — цены за квадратный метр подскочили почти на 70 процентов. Что же делать? Как заявил на вчерашнем заседании Программного Совета стратегического развития города глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, давно назрела необходимость на федеральном уровне регулировать эти скачки цен, иначе сама государственная стратегия в жилищном вопросе будет дискредитирована.
Однако как эти цены сдерживать? Административным путём? Или всё же попытаться обуздать «бешенство рынка» рыночными механизмами, например, увеличивая предложение? Руководство города, судя по всему, решило идти вторым путём, что доказывает вчерашнее обсуждение нового стратегического проекта «Генеральный план — развитие жилищно-гражданского строительства». Квинтэссенция этого проекта, на первый взгляд, проста: строить в большом количестве жильё всех категорий, попутно развивая инженерную инфраструктуру и осваивая отдалённые территории города. Строится город сегодня и без того достаточно активно — в 2005 году, к примеру, было введено в строй 643 тысячи квадратных метров жилья. Однако, как считает начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин, на пути более кардинального решения жилищного вопроса в Екатеринбурге до сих пор стоит ряд «тормозящих факторов». Среди них — нехватка бюджетных средств для сноса аварийного жилого фонда (около 386 тысяч квадратных метров на город), несовершенство законодательной и нормативной базы для решения «земельного вопроса», неотработанность системы экономических стимулов для привлечения инвестиций в стройиндустрию... Разработчики проекта считают, что часть этих проблем при соответствующем финансировании могут быть решены путём создания соответствующих механизмов: снижение арендных ставок на землю, привлечение инвесторов, создание городских фондов инвестирования и кредитования жилищно-гражданского строительства. Само же жильё будет строиться дифференцированно. Наибольший акцент следует сделать на комфортном и при этом доступном жилом фонде: согласно проекту, он должен к 2015 году составить 85 процентов всего жилого фонда города и будет сконцентрирован на Уралмаше, ВИЗе-Правобережном, Пионерском посёлке, Ботанике, Северном Химмаше, Юго-Западе и в районе Сортировки. Для малоимущих слоев предусмотреть возведение специализированного (общежития и маневренный фонд) и социального жилья, которое будет предоставляться гражданам на условиях социального найма. Такой фонд жилья должен будет разместиться на Сортировке, Северном Шарташе и Эльмаше, на территории ВИЗа-Правобережного, посёлков Широкая Речка и Компрессорного и, вполне возможно, в одном из сегментов будущего микрорайона Академического. Таким образом, к 2015 году жилой фонд уральской столицы должен увеличиться до уровня 40,8 миллиона квадратных метров, объёмы ежегодного ввода жилья — достигнуть 3 миллионов квадратных метров. Разумеется, представленный проект не единственный вариант решения проблемы. Уже на стадии обсуждения члены Программного Совета предложили включить в список категорий вводимого жилья так называемые «доходные дома», пересмотреть некоторые показатели с учетом роста численности горожан к 2015 году и увязать развитие стройиндустрии с ростом и модернизацией инженерной и транспортной инфраструктуры. Да и «цена вопроса» — 542 миллиарда 386 миллионов рублей на реализацию всех мероприятий проекта, по мнению главы Екатеринбурга, несколько завышена, даже если принять во внимание рост цен и инфляцию. Но стратегия, по крайней мере, вполне ясна.
Однако как эти цены сдерживать? Административным путём? Или всё же попытаться обуздать «бешенство рынка» рыночными механизмами, например, увеличивая предложение? Руководство города, судя по всему, решило идти вторым путём, что доказывает вчерашнее обсуждение нового стратегического проекта «Генеральный план — развитие жилищно-гражданского строительства». Квинтэссенция этого проекта, на первый взгляд, проста: строить в большом количестве жильё всех категорий, попутно развивая инженерную инфраструктуру и осваивая отдалённые территории города. Строится город сегодня и без того достаточно активно — в 2005 году, к примеру, было введено в строй 643 тысячи квадратных метров жилья. Однако, как считает начальник Главного управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Михаил Вяткин, на пути более кардинального решения жилищного вопроса в Екатеринбурге до сих пор стоит ряд «тормозящих факторов». Среди них — нехватка бюджетных средств для сноса аварийного жилого фонда (около 386 тысяч квадратных метров на город), несовершенство законодательной и нормативной базы для решения «земельного вопроса», неотработанность системы экономических стимулов для привлечения инвестиций в стройиндустрию... Разработчики проекта считают, что часть этих проблем при соответствующем финансировании могут быть решены путём создания соответствующих механизмов: снижение арендных ставок на землю, привлечение инвесторов, создание городских фондов инвестирования и кредитования жилищно-гражданского строительства. Само же жильё будет строиться дифференцированно. Наибольший акцент следует сделать на комфортном и при этом доступном жилом фонде: согласно проекту, он должен к 2015 году составить 85 процентов всего жилого фонда города и будет сконцентрирован на Уралмаше, ВИЗе-Правобережном, Пионерском посёлке, Ботанике, Северном Химмаше, Юго-Западе и в районе Сортировки. Для малоимущих слоев предусмотреть возведение специализированного (общежития и маневренный фонд) и социального жилья, которое будет предоставляться гражданам на условиях социального найма. Такой фонд жилья должен будет разместиться на Сортировке, Северном Шарташе и Эльмаше, на территории ВИЗа-Правобережного, посёлков Широкая Речка и Компрессорного и, вполне возможно, в одном из сегментов будущего микрорайона Академического. Таким образом, к 2015 году жилой фонд уральской столицы должен увеличиться до уровня 40,8 миллиона квадратных метров, объёмы ежегодного ввода жилья — достигнуть 3 миллионов квадратных метров. Разумеется, представленный проект не единственный вариант решения проблемы. Уже на стадии обсуждения члены Программного Совета предложили включить в список категорий вводимого жилья так называемые «доходные дома», пересмотреть некоторые показатели с учетом роста численности горожан к 2015 году и увязать развитие стройиндустрии с ростом и модернизацией инженерной и транспортной инфраструктуры. Да и «цена вопроса» — 542 миллиарда 386 миллионов рублей на реализацию всех мероприятий проекта, по мнению главы Екатеринбурга, несколько завышена, даже если принять во внимание рост цен и инфляцию. Но стратегия, по крайней мере, вполне ясна.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- В 2007 году в Екатеринбурге введено в эксплуатацию 900 тысяч квадратных мет ...
- В Екатеринбурге в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и к ...
- Заместитель главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и зе ...
- Глава города Екатеринбурга Аркадий Чернецкий: Благодаря высокому объему при ...
- За 10 месяцев 2006 года на территории Октябрьского района Екатеринбурга вве ...