«Российская газета», Валерий Лесков пишет: «Очень нужная нам «иностранная покупка»

21 ноября 2006 (11:54)

Один из крупнейших российских авиаальянсов AirUnion намерен продолжать борьбу за право приобрести 99,95 процента акций национального авиаперевозчика Венгрии - компанию Malev. Это в очередной раз недавно подтвердил основатель AirUnion, в который входят авиакомпании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс», Борис Абрамович.

Напомним, 3 ноября этого года компания AirBridge Rt., одним из главных акционеров которой является Борис Абрамович, подала заявку на участие в тендере на приватизацию Malev. Помимо этой компании за Malev намерены бороться Sky Alliance, состоящий из бывших сотрудников венгерской авиакомпании, ирландско-венгерский концерн Ofer Hava, а также литовская авиакомпания LAL Investiciju Valdymas.

Кстати, это не первая попытка AirBridge Rt. получить контроль над Malev. В августе 2005 года компания уже побеждала в этом приватизационном конкурсе. Однако тогда венгерское агентство по приватизации объявило итоги конкурса недействительными. По некоторым данным, главной причиной аннулирования результатов тендера стали венгерские профсоюзы, уверенные в том, что смена собственника не пойдет на пользу будущему авиакомпании, которая сегодня находится практически в предбанкротном состоянии.

Сам Борис Абрамович не согласен с предположениями венгерских профсоюзов. Свою позицию он озвучил во время весеннего визита Владимира Путина в Венгрию. По словам Абрамовича, убыточная в настоящее время венгерская авиакомпания после объединения оставит за собой статус национального перевозчика, что позволит ей сохранить свою развитую маршрутную сеть в Европе (самолеты Malev летают в 50 европейских городов, совершая 550 рейсов в неделю). «Сохранить имя Malev, увеличить пассажиропоток и прибыльность авиакомпании за 2-3 года вполне возможно за счет синергетического эффекта, полученного в результате партнерства Malev и AirUnion, - заявил идеолог создания AirUnion. - К тому же, сотрудничество российских и венгерских авиаперевозчиков будет взаимовыгодным».

Согласно Абрамовичу, авиакомпании, входящие в AirUnion, способны значительно увеличить пассажиропоток венгерского перевозчика, а взамен они получат право пользоваться разветвленной европейской маршрутной сетью Malev. «Я верю, что нам удастся сделать из Malev сильную авиакомпанию, объединив сеть ее маршрутов с рейсами участников авиационного объединения AirUnion. Это единственный шанс венгерского перевозчика в той трудной ситуации, в которой он находится сейчас», - уверен Абрамович.

Шансы AirBridge Rt. на очередную победу на тендере достаточно высоки. Новое предложение, подготовленное российской стороной, по мнению члена совета директоров AirBridge Rt. Петра Леонова, одинаково сильное как с профессиональной, так и с финансовой точки зрения. Он не озвучил предлагаемую за Malev сумму, сославшись на коммерческую тайну, но назвал ее «очень убедительной». По некоторым данным, в августе 2005 года AirBridge Rt. была готова заплатить за Malev 41 миллиард форинтов (около 200 миллионов долларов). Кроме того, по условиям тендера его победитель должен погасить все долги венгерской авиакомпании, урегулировав в том числе кредитную задолженность Malev, которая составляет почти 30 миллиардов форинтов.

Европейским странам сегодня выгодно объединение Malev с AirUnion, соединение двух маршрутных сетей позволит создать высокотехнологичный хаб, регулирующий транспортные потоки. Это сделает для европейцев более удобными перевозки практически в любую точку из Европы в Россию и Азию. Да и российский рынок авиаперевозок только выиграет от этого приобретения - несмотря на довольно высокую стоимость сделки, она позволит отечественной компании не только интегрироваться в международную сеть перевозок, но и сертифицировать российские самолеты в Европе. Сегодня это актуально для России, ведь некоторые европейские страны уже запретили полеты над своими территориями отечественным самолетам ввиду их «шумности» и «неэкологичности».

Если прибавить к этому практически полную стагнацию авиастроительного рынка, у российских авиаперевозчиков остается только один выход - закупать подержанные самолеты иностранного производства. К чему приводит такая практика, показал целый ряд недавних авиакатастроф. Сложившейся ситуацией могут быть довольны лишь мелкие авиаперевозчики, которые не могут себе позволить покупку новых самолетов. Да еще и западные компании, за чужой счет выгодно избавляющиеся от «лежалого» товара. А в проигрыше остаются простые авиапассажиры.

Однако амбициозным планам AirUnion по выходу на европейские рынки могут помешать российские чиновники. Главной причиной конфликта, начавшегося в прошлом году между авиаальянсом и Росимуществом, стала структура собственности будущего национального авиаперевозчика, который предполагается создать на базе AirUnion. Государству принадлежат существенные пакеты акций трех компаний, входящих в альянс: «КрасЭйр» (51 процент), «Домодедовских авиалиний» (50 процентов) и «Самары» (46,5 процента). Чиновники настаивают на том, чтобы государство владело контрольным пакетом второго национального авиаперевозчика, тогда как инвесторы хотели бы сохранить контроль над компанией в частных руках.

Действительно, сознательно ограничивая роль частного капитала в управлении и оперативном управлении, государство рискует получить в итоге неспособную к развитию компанию. Практика показывает, что инвесторы неохотно вкладывают деньги в те структуры, которыми они не имеют возможности управлять. Частные инвестиции же приведут не только к увеличению рыночной стоимости и дивидендов компании, но и к тому, что AirUnion смог бы, не оглядываясь на директивы чиновников, реализовывать стратегические экономические проекты.

В этой связи возможная победа в приватизационном конкурсе по покупке Malev может стать знаковой и продемонстрировать, насколько способны скоординировать свои усилия представители бизнеса и государственных структур. Компания с государственным участием поможет получить России доступ к европейским маршрутным сетям и выйти на новый уровень в международном разделении труда, взяв под контроль часть инфраструктуры авиаперевозок.

Помимо всего прочего, переход Malev под контроль AirUnion - это еще и неплохая перспектива в развитии российского авиастроения, ведь новые маршрутные сети требуют дополнительного парка самолетов, который по самым скромным подсчетам оценивается в тысячи единиц. Новые российские самолеты, к примеру, RRJ, сертифицированные для европейского рынка при помощи Malev, смогут поднять престиж российского самолетостроения и обеспечить работой тысячи авиастроителей.

Победа в аукционе по Malev важна не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. И здесь роль государства трудно переоценить. Если чиновники хотят участвовать в возрождении отечественного авиапрома, то им достаточно просто не мешать объединению.

Вместе с тем некоторые чиновники все же понимают важность предстоящего тендера для государства в целом. К примеру, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев на встрече с премьер-министром Венгрии Ференцом Дюрчанем уже высказался за присоединение авиакомпании Malev к российскому альянсу AirUnion.


Другие материалы по теме: