«Коммерсантъ», Олеся Ратошнюк пишет: «Лазерные системы» сломали на Урале»

1 декабря 2006 (11:00)

Компания обвиняет своего посредника в недобросовестной конкуренции

Санкт-Петербургский производитель биометрических систем компания ООО НПП «Лазерные системы» обратилась в свердловское УФАС с жалобой на своего дилера — ООО «Биометрические охранные системы» (БОС, Екатеринбург). В заявлении указано, что посредник критиковал продукцию питерского предприятия — биометрические системы BIOCODE, и тем самым испортил репутацию компании. Правда, «Лазерным системам» претензии предъявлять некому — екатеринбургская компания свернула бизнес из-за низкой рентабельности.

Как сообщили в свердловском УФАС, по признакам недобросовестной конкуренции со стороны БОС возбуждено дело, рассмотрение которого назначено на 20 декабря. Компания БОС являлась дилером питерского предприятия — продавала их противоугонные системы и системы контроля доступа в помещении (торговая марка BIOCODE). По словам юриста «Лазерных систем» Светланы Огарковой, в начале 2006 года на предприятие начали обращаться клиенты за разъяснениями письма от фирмы БОС, в котором тот информирует о низком качестве установок контроля доступа BIOCODE Net. «Мы вынуждены были давать объяснения, опровергать недостоверную информацию. Точно оценить ущерб от провокации «Биометрических систем» очень сложно, так как невозможно сказать, сколько клиентов передумало покупать нашу продукцию после этого письма», — сказала госпожа Огаркова. Еще одна претензия к БОСу — неправомерное использование товарного знака, фотографий продукции и рекламных текстов «Лазерных систем», которые были опубликованы на сайте екатеринбургского дилера. Питерцы требуют прекратить распространение порочащей их репутацию информации.

ООО «НПП «Лазерные системы» работает на рынке высоких технологий с 1990 года. В 2004 году компания вывела на рынок биометрических технологий торговую марку BIOCODE, разработав первые в России биометрические автомобильные противоугонные системы и различные системы контроля доступа в помещения, принцип действия которых — идентификация по отпечатку пальца. В сегменте противоугонных систем доля BIOCODE AVTO на российском рынке составляет 25%. БОС работает на рынке биометрических систем с февраля нынешнего года. Специализировалось на розничных продажах биометрической продукции Biosmart (производитель екатеринбургское ООО «Прософт-Системы») и BIOCODE («Лазерные системы», Санкт-Петербург).

Экс-директор БОС Александр Дремин признал, что письма о низком качестве систем доступа компания, действительно, распространяла. «Мы вынуждены были так поступить после того, как один из банков, где мы установили биометрическую систему контроля доступа BIOCODE Net, вернул ее нам из-за сбоев в работе. Наши убытки составили более 100 тыс. руб. Но предъявить претензии производителю мы не могли — так жестко составлен договор с посредниками. А доказать неисправность очень сложно, так как в России нет сертифицированных ГОСТов по биометрии. Поэтому мы оповестили своих клиентов о возможных неполадках», — сказал господин Дремин.

Он не отрицает и использования товарного знака и информации о питерском партнере на сайте БОС: «Делали мы это исключительно для продвижения продукции «Лазерных систем». Кстати, после того, как начались претензии с их стороны, мы всю информацию сняли, и тут же остановились все продажи их систем».

Впрочем, даже в том случае, если УФАС признает екатеринбургского дилера виновным, решение антимонопольщиков исполнять будет некому. Как рассказал «Ъ» господин Дремин, после инцидента с «Лазерными системами» ООО было ликвидировано. «Продажа российских биометрических систем — это высокие риски и серьезные убытки. Причем, вся материальная ответственность за сбои в работе установок несет не производитель, а инсталлятор. Из-за высоких рисков, невыгодных условий договора со стороны поставщиков продавать эту продукцию не выгодно», — рассказал господин Дремин.

Впрочем, аналитики считают, что пессимизм БОС необоснован и перспективы у российского рынка биометрических систем достаточно высокие. По данным РБК, прогноз роста российского рынка «систем безопасности» в 2006 году составит от 10% до 35%. Таким образом, в 2006 году объем рынка систем безопасности может превысить $1 млрд, а в 2008 году достигнуть $1, 6 млрд. При этом доля систем с биометрической идентификацией к 2008 году может превысить 55%. И, следовательно, прибыль участников рынка может составить около $1 млрд.


Другие материалы по теме: